Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности


МБОУ г.о. Балашиха» Гимназия №2Выступление на ШМО учителей начальных классов на тему:«Реализация ключевых компетенций учащихся в учебной и практической деятельности»Руководитель ШМО Подобина Е.Л. 2016год Цель: познакомиться с видами ключевых компетенций и способами их реализации. Закон об образовании, принятый 26 декабря 2012 года, определяетобразование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно-значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; (Глава 1. Статья 2.) который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования. Компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика,  необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - совокупность личностных качеств ученика (ценностно - смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно - значимой сфере.Компетентность и компетенция Компетенция - это некий стандарт, идеал, перечень умений, к достижению которых стремится ученик. Компетентность - уровень достижения компетенции.Таким образом, Компетенции — образовательный результат. Компетентность – владение соответствующей компетенцией. Компетенция и компетентностьВ сфере образования – они ключевые (базисные), необходимые любому человеку для жизни в условиях современного общества. Ключевая компетенция определяется как осознанная способность решать жизненно-важные задачи в конкретных ситуациях.У разных авторов перечень включает от 4х до 37 компетенций в зависимости от обобщенности. Компетенции различаются по своей значимости. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня: Компетенции различаются по своей значимости.ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Ценностно-смысловая компетенция Общекультурная компетенцияУчебно-познавательная компетенция Информационная компетенция Коммуникативная компетенция Социально-трудовая компетенция Компетенция личностного самосовершенствования. Классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского.
Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования:1. Общекультурная компетенция: владение языком культуры, способами познания мира, способность ориентироваться в пространстве культуры. Данная компетенция включает познавательно-информационную компетенцию; Специальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу, выделить предметную составляющую (главное), показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях (умение пользоваться полученными знаниями в жизни, на практике): - для формирования грамотной, логически верной речи используются устные комментарии; - использовать задачи со скрытой информативной частью; - использовать задания с информационно – познавательной направленностью; - использовать исторический материал при подготовке к урокам.Формирование общекультурной компетенции Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования:2. Социально-трудовая компетенция: присвоение норм, способов и средств социального взаимодействия, ориентация на рынке труда и способность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности; Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования:3. Коммуникативная компетенция: формирование готовности и способности понимать другого человека; эффективно строить взаимодействие с людьми; уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществеФормировании коммуникативной компетенции - Устное рецензирование ответов домашнего задания учениками;- Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;- Сдача различных устных зачетов.- Совместное приготовление сообщений на предложенную тему.- Проведение полемики, решение проблемных ситуаций.Формировании коммуникативной компетенции Выделены ключевые компетенции для включения в метапредметное содержание образования:4. Компетенция в сфере личностного самосовершенствования: формирование опыта самопознания. Осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий. Учащиеся формулируют по предложенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем». Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания (определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются).Использование тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, содержащие задания с лишними данными (теория предмета).Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке.5. Формирование ценностно-смысловой компетенции - При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения (многозначность слова).- Подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Интернет. -При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.-Работа учащихся на уроках с документами, различными источниками информации. 6. Формирование информационной компетентности Решение нестандартных, занимательных, исторических задач При проблемном способе изложения новой темы, проведение мини-исследований на основе изучения материала.При изучении нового материала знания не сообщаются в готовом виде. Учитель побуждает учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация. Ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.Использование тестовых конструкции с информационно – познавательной направленностью. 7. Формирование учебно-познавательной компетенции   Ключевые компетенции метапредметного содержанияДолжны формироваться не отдельно от знаньевой (в надстроенной) части образовательного процесса, а внутри его – введением деятельностной составляющей. Необходимым становится освоение способов деятельности и накопления опыта соответствующих деятельностей. Быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования.Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности.Задавать опыт деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности к жизни.Основные функции компетенций -- учебные задания, в которых отрабатываются определенные этапы решения;-- учебные задания, формирующие способы деятельности;-- образовательные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем».ь спрОбучение решению проблем может быть спроектировано через…оектировано через:По книге «Компетентностный подход к формированию содержания образования: монография / Ермаков Д.С., Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Рязанова Д.В., Шалыгина И.В. – Под ред. И.М. Осмоловской. – М., 2007. – 210 с.» Спасибо за внимание