Презентация «Групповая и парная работа, как средство формирования коммуникативных УУД»


Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую  очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества Г.А. Цукерман Подготовила: учитель начальных классов Балабанова Виктория Александровна Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.Секрет успешности обучения – развитие коммуникативных навыков. Базовые компетентности:информационнаякоммуникативнаяпроблемнаярефлексивная АКТУАЛЬНОСТЬ Цель групповой работы Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. Задачи групповой работы 1. Активизация познавательной деятельности. 2. 4. 3. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности. Развитие умений успешного общения. Совершенствование межличностных отношений в классе. коммуникативная (направленная на создание и сплочение коллектива) личностно-ориентированная (направленная на самоорганизацию) ФУНКЦИИ ГРУППЫ Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Повышается учебная и познавательная мотивацияСнижается уровень тревожности учащихсяВ группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.Улучшается психологический климат в классе Минусы Групповой работе надо сначала научитьОрганизация групповой работы требует от учителя особых умений, усилийНекоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассниковДля некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный Принципы групповой работы 1) Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.2) Учитывать особенности состава группы.3) Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.4) Распределять роли между участниками группы.5) Организовывать коммуникацию в группе и между группами.6) Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности. Разделение класса на группы 1. По желанию.2. Случайным образом.3. По определенному признаку.4. По выбору «лидера».5. По выбору педагога. Виды групповой работы Виды групповой работы Мозговой штурм Виды групповой работы Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке. Игра«Продолжи» Виды групповой работы Охота за сокровищами Виды групповой работы Снежный ком Принципы выбора заданий для групповой работы Правила совместной работы 1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего 2) работать по алгоритму (плану) 3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца 4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы 5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности Поведение учителя во время групповой работы Учителю на заметку нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работатьследует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать одингрупповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классахнельзя требовать в классе абсолютной тишинынельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе Оригинальное построение, новизна приёмов – очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем. Что почитать о групповой форме работы? Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999, № 10 Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000