МАСТЕР КЛАСС «Активные формы обучения на уроках, как результат повышения мотивации учащихся в изучении географии»


Активные формы обучения на уроках, как результат повышения мотивации учащихся в изучении географииУчитель географии МКОУ Нововоронежская СОШ №4Ковалева Галина ВалентиновнаДекабрь 2013г. «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их» А. Дистервег Главной задачей в своей работе я считаю: ● заинтересовать учащихся; ● привить любовь к предмету; ● показать многообразие и красоту нашей планеты, страны. ● усилить мотивацию; Что такое мотивация? Мотивация (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию. Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. «Неправильная мотивация» Несформированность у школьников положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать причиной их слабой успеваемости.У ученика может существовать направленность на учебный процесс, но в тоже время он может ориентироваться не на результат деятельности, а только на оценку. У школьников помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов могут действовать мотивы «избегания неприятностей» и другие. Этапы формирования мотивации 1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность).Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях». Этапы формирования мотивации 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.Чередование разных видов деятельности; Материалы различной трудности; Отметки, вызывающих положительные и отрицательные эмоции, удовлетворенность и неудовлетворенность; Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке. Этапы мотивации 3 этап. Мотивация завершения Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифферен- цированной оценкой учителя. Наиболее распространенные типы учебной мотивации: хорошая отметка на уроке;подготовка к зачёту или контрольной работе; изучение основных понятий;изучение материала учебника.Однако, мотивация «Проявить и развить свои способности» менее популярна. Типы учебной мотивации: Наряду с мотивацией «избегания неудач», страха получить низкие отметки, побуждениями к обучению могут быть:жесткий внешний контроль со стороны учителей и родителей;стремление получить хороший аттестат, как условие поступления в ВУЗ;использование отметки как инструмента педагогического воздействия. особо ценна мотивация «проявлять и развивать свои способности». Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии Примерная тематика проектов по географииВ 6 классе чаще всего применяются игровые и познавательные проекты. Например, «Путешествие в глубь Земли», «Путешествие на воздушном шаре», «Природа – учебный географический класс», « В поисках затонувшего корабля», «Войди в природу другом», «По следам великих путешественников» и т. д. В 7 классе большая возможность для творческих проектов. Например, «Удивительная Африка», «Страна «Наоборот», «Репотаж из джунглей», «По следам Ливингстона» и т.д.В 8-9 классах обширное пространство для творческих и исследовательских проектов. Таковыми могут быть, «Памятники всемирного культурного наследия на территории России», «Создание экологической карты области», «Этнические традиции народов Поволжья» и др. В 10 классе тематика проектов очень обширная. Например, «Нравственные аспекты изучения глобальных экологических проблем современности», «Проектирование города XXI века» Способы повышения мотивации к обучению и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии Проект "Природные зоны в жизни людей"I этап. Индивидуальные задания Каждая группа получает карточку с перечнем вопросов и указанием литературы для изучения по темам: Учение о природных зонах«Безмолвная» Арктика и «чуткая» Субарктика»«Таежная зона»Зона смешанных и широколиственных лесовЛесостепи и степиПолупустыни, пустыни, субтропики«Многоэтажность» природы гор II этап. Самостоятельная работа с литературой, поиск ответов на поставленные вопросы по заданиям III этап. Заслушивание и обсуждение подготовленных материалов. IV этап. Презентация проектов Формирование мотивации учащихся через игры развивающего обучения в овладении учебным материалом: Стремление к результату.Стремление к самой деятельности, независимо от результата.Стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата.Стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет). Загадки Это очень странный дом, Помогает людям он. Он построен изо льда, Но тепло в нем, это да! (иглу)Цели я хочу достичь, До него хочу дойти. Приближаюсь я к нему, Он все дальше…почему? (горизонт)Такая большая страна,А весит на стене она.(карта) Название какой реки у Вас во рту? (Десна - пр. Днепра) Назовите самую горячую Землю? (Огненная Земля) Какой залив носит название ножа (Финский) Какой остров заявляет, что он в спортивной одежде (Ямайка)  «Осколки» пословиц и поговорок о природе: Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.Много воды - // много травы.Растение - // земли украшение.Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.Срубили кусты - // прощай птицы.Увидел скворца - // весна у крыльца.Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.Рощи да леса - // родного края краса.Судьба природы - // судьба Родины.  «Поиграем в рифму»  Аты-баты шли солдаты и попали на (Карпаты) Получили вы наказ отыскать горы (Кавказ) Искал красавицу царевну королевич Елисей, так к морю Карскому стремится очень бурный (Енисей) У моего дяди есть балалайка, к югу от Томска течёт (Басандайка)  Игры длительного характера «Караул, тонем!»Потепление климата на Земле обозначило проблему спасения населения прибрежных территорий от затопления.Задача: на географической карте найти свободные территории, где можно разместить население.Класс делится на пять групп, по направлениям: климатологи, геологи, картографы, почвоведы, биологи.Группы оглашают свои предложения по данному вопросу.Учитель оценивает их правильность. Иллюстративный материал из Интернета Применение информационных технологий значительно расширяет географический кругозор детей. Работая в Интернете с сайтами, ученики получают более полную и свежую информацию о странах, туристических регионах и культурных центрах мира Географический образ территорииЖивотный мир Африки Определить европейскую столицу Определить европейскую столицу (самостоятельная работа, проверка знаний)Швеция Португалия МонакоБолгария Латвия Бельгия Словакия ДанияШвейцария Германия Северная Европа Западная Европа Южная Европа ВосточнаяЕвропа Швеция Дания ГерманияБельгияШвейцария ПортугалияМонако БолгарияСловакияЛатвия Страны Европы и их столицы Структурно-логическая схема равнины НизменностиНиже 0 м. ВозвышенностиОт 200 до 500 м ПлоскогорьяВыше 500 м Горы Высокие:Выше 2000 м Средневысотные:1000-2000 м Низкие:До 1000 м Структурно-логическая схема ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДВИЖЕНИЙ СКЛАДКИ ТЕКТОНИЧЕСКИЕ РАЗЛОМЫ ВОЗВЫШЕННОСТИ,ПЛОСКОГОРЬЯ НИЗМЕННОСТИ Производственная сфера(материальная) Непроизводственная сфера(нематериальная) промышленность сельское хозяйство строительство Тяжёлаягруппа А ЭнергетикаМеталлургияМашиностроение Лёгкаягруппа БШвейнаяОбувнаяПищевая Образование Наука здравоохранение Как образуется ветер? водоем Н в суша бриз Способ построения розы ветров. Вычертить стороны горизонта.Принять условно, что одному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра. 1 отрезок - 2 дня ю с в з юв юз св сз 12 4 6 2 1 0 6 4 Карточки трехуровневого контроля по различным разделам географии. В 8 классе при изучении темы: "Россия на карте мира" предлагаю следующие задания:1уровень: Найти крайние точки на карте; 2 уровень: Найти точки и определить их координаты;   3 уровень: Определить и сравнить физико-географическое положение России с другими государствами. Дифференцированные домашние задания Например:1 уровень. Изучить текст параграфа. Ответить на вопросы.2 уровень.На контурную карту нанести все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа.3 уровень.Используя дополнительную литературу, подобрать интересные факты по данной теме. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и повышает мотивацию в обучении. Спасибо за внимание