Методы и приёмы ТРИЗ-технологии как средство развития творческого воображения у дошкольников в процессе рисования


Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка» (МКДОУ №3) Методы и приёмы ТРИЗ - технологии как средство развития творческого воображения у дошкольников в процессе рисования Мельникова Ирина Валентиновна воспитатель высшей кв.категории Мирный 2015 Нормативно-правовые документы федерального уровня: - Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ» - Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Дошкольный возраст в развитии ребёнка – это сензитивный период для его творческого развития, для становления психических процессов: восприятия, памяти, воображения, мышления Основное средство педагогического воздействия в ТРИЗ - технологии - система творческих заданий ОТСМ (Общая теория сильного мышления) автор - Н.Н. ХоменкоТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) автор – Г.А. Альтшуллер Система работы по развитию творческого воображения Обучение технике рисования(в том числе нетрадиционной)Рисование пальчиками.ладоньюТычком полусухой жёсткой кистьюМонотипияКляксографияРисование свечойГраттажОттиск смятой бумагойПечатание сухими листьями,поролономРисование «по мокрому» и т.д. Выполнение творческихзаданий на основе ТРИЗ –технологии Цель – создание условий для развития творческого воображения детей в изобразительной деятельности (рисовании), используя нетрадиционные приёмы рисования и методы ТРИЗ - технологии Задачи: Обучать детей техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изобразительных материалов.Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их и выявлять противоречивые свойства. Учить детей находить ответы при решении творческих задач, выход из проблемных ситуаций.Учить детей самостоятельно определять замысел, способы и формы его воплощения.Поощрять и поддерживать детские творческие находки.Воспитывать эмоционально-личностное отношение к изображаемому. Основные методы ТРИЗ – технологии на развитиетворческого воображения: Морфологический анализ Метод фокальных объектов Эмпатия Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) Метод противоречий (игра «Хорошо – плохо) Системный анализ (игра «Да – нет») Морфологический анализ Существо, способное передвигаться по суше, под водой и по воздуху Фантастическое животное Ногижирафа Жираф Головазайца Крылоптицы Хвосткрокодила Заяц Крокодил Птица Метод фокальных объектов. Пчела Шуба Машина Летающая Согревающая Скоростная Летающая машина Скоростная шуба Типовые приёмы фантазирования (ТПФ) Волшебники: Увеличения-уменьшения Деления-объединения Преобразования признаков времени Оживления-окамененияСпециализации-универсализации Наоборот Молодая Баба Яга Злая Дюймовочка Добрая Снежная королеваи злая Герда Мальчик - великан Эмпатия Отождествление самого себя с кем-либо или чем – либо, и как следствие – умение сопереживать этому объекту Игра «О чём не написано в книге» Метод противоречийЦель педагога – формировать у дошкольников умения выявлять противоположные свойства объекта, формулировать противоречие, оценивать полученные результаты и выбирать лучший способ решения проблемной ситуации Игра «Хорошо – плохо» Системный анализИгра «Да – нет» (предмет, явление, произведение искусства и т.д.) Игры на формирование умения выявлять функции объекта «Что может краска?» «Что может художник?» «Мои друзья»Игры на определение линии развития объекта «Паровозик»Игры на выявление над-системных связей«Где живет?»Игры на сравнение систем«На что похоже?» Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности Спасибо за внимание!