Презентация к педагогическому Совету Личность учителя в современном образовательном процессе


Личность учителя в современном образовательном процессеЧто в ней главное ? Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.Социальная структура личности (по Г. Смирнову)ЛичностьСоциальный статусМесто человека в системе общественных отношений Социальная рольОбраз поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусуНаправленностьПотребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения «Личностные качества учителей»Направленность личностиУверенность в своих педагогических действиях.Удовлетворенность от результатов педагогического труда.Неустойчивое эмоциональное состояниеНаличие авторитарных тенденцийНаличие либеральных тенденций Возможности личностиБыстрота реакций на действия и поступки учениковНаблюдательностьСвязанность и убедительность изложенияРазвернутость и доступность высказываний    Система ценностей современного учителяИз чего же сложена система ценностей современного учителя? Фундамент - кредо современного учителя. Кредо лежит в основе модели современного учителя. Модель определяет карту учительских достоинств. Все это вместе взятое создает имидж современного учителя. Рассмотрим более подробно теоретическую основу каждой составляющей с научной точки зрения. Кредо современного учителя актуально на протяжении многих столетий, так как оно заложено в простых истинах и составляет концепцию учительского труда, его общественную пользу и значимость.Вот эти истины: - Я знаю, чему надо учить. - Я знаю то, чему надо учить. - Я знаю, как научить. - Я понимаю, что эти знания нужны людям.- Я вижу, что люди благодарны мне за работу.- Я уверен в том, что мой труд полезен обществу. КАЖДАЯ ИСТИНА НАЧИНАЕТСЯ С БУКВЫ "Я", БУКВА ЛЮБИМАЯ НЕ ВСЕМИ, НО ИМЕННО ЕЕ НАУКА ОБЪЯВЛЯЕТ ОПРЕДЕЛЯЮЩЕЙ В СИСТЕМЕ САМОАНАЛИЗА И САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ - КРЕДО СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ. Учитель- главная фигура в образовательном процессе. Наука выделяет 4 модели современного учителя: УЧИТЕЛЬ; УЧИТЕЛЬ-НОВАТОР; УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ; УЧИТЕЛЬ-ПРОФЕССИОНАЛ. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Карта учительских достоинств учителя – профессионала, для профессиональной подготовки и проведения урока ( Составлена по анкетам учителей)Старается знать многое о новых достижениях в науке, которую преподаёт, в психологии и педагогике, а также в методике преподавания предмета. Серьезно и обстоятельно готовится к урокам. Очень точно и корректно формулирует учебные цели и задачи урока. Владеет умением превращать организационный момент на уроке в организационно-психологический момент, задающий добрую, человечную, деятельную тональность всему уроку. Умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу. Не растрачивает время урока попусту, умеет организовать познавательную деятельность и общение на уроке. Умеет организовать познавательную деятельность на уроке, настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться настоящего эффекта.   Знает и использует методику дифференцированного обучения. Создает творческую атмосферу на уроке; разработал и использует щадящую разумную систему неразрушающего контроля за знаниями и развитием учащихся.   Владеет умением задавать вопросы. Постоянно работает с понятийной базой предмета. Умеет обеспечивать активизацию познавательной деятельности в процессе работы над новым материалом. Умеет переключать виды деятельности на уроке и снимать усталость за счет специальных способов разрядки. Знает кого из учащихся и как опрашивать, в какой форме оценивать знания, умения, навыки. Умеет организовывать микро - групповую творческую деятельность учащихся. Всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки. Подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные творческие домашние задания. Профессия педагога относится к типу “человек – человек”, в нее также входят политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагоги.Эти люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом - это только первая ступень профессиональных качеств личности учителя. На втором месте стоит такое качество, как современный “имидж”. «Ранжирование ценностей учителя с точки зрения науки» Желание изменить мир к лучшему Современный имидж.Любовь к детям. Доброжелательность Умение требовать в сочетании с уважениемУмение доходчиво объяснять материал.Чувство долгаВладение дидактическими приемами.Терпение. Оптимизм. «Ранжирование ценностей учителя учениками»Терпение. Оптимизм.Любовь к детям. Современный имидж.Умение доходчиво объяснять материал.Самокритичность учителяВладение дидактическими приемами.Умение требовать в сочетание с уважениемДоброжелательность АвторитетностьТребовательность «Ранжирование ценностей учителя самим учителем»Любовь к детям.Умение доходчиво объяснять материал.Владение дидактическими приемами.Умение настойчиво и без раздражения работать с каждым учеником Терпение.Авторитетность.Оптимизм.Доверие.Твердость и дружелюбность.Быстрота реакции ТворчествоЭмоциональностьУвлеченностьЭрудициясамокритичность “Какое влияние способна оказать личность учителя на мотивационную сферу”…Учитель – организатор процесса обучения, поэтому отношение учителя к своим воспитанникам и его позиция предопределяют, а не просто влияют, на развитие человеческих отношений в классе, а значит – и на развитие социальных мотивов. Какое влияние способна оказать личность учителя на мотивационную сферуСтиль общения учителя, принятая им позиция – это первое, что оказывает влияние на формирование эмоций, потребностей, мотивов и определяет судьбу ребенка в школе.Второе- это значимость учителя для учеников (по терминологии А.В.Петровского –референтность). Референтный учитель – это учитель, ценность, нормы и стандарты поведения которого являются ориентиром для ученика, одобрение которого как бы стремится получить ребенок. Таким образом, успешность воспитания нравственно-ценной мотивации зависит от соблюдения учителем некоторых принципов:- педагогический гуманизм (“принятие” всех учащихся, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);- эмпатическое понимание учеников, которое предполагает стремление и умение “чувствовать другого как себя”;- сотрудничество – установка на доверительное открытое общение с детьми, обеспечение им роли “активного деятеля” на уроке, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;- диалогизм – умение слушать ребенка , интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;- личностная позиция учителя, его способность творческого самовыражения. Предназначение учителя состоит в воспитании граждан России. Вспомним семантику слова «образование» – передача образа. Учитель сам должен являться носителем образа человека, народа, страны и передавать этот образ молодому поколению. Итак, попробуйте начать работу над своим имиджем:, используя рекомендации, полученные в ходе педагогического совета.Помните, что учитель – это- свеча, которая светит другим, сгорая сама;- человек, который может делать трудные вещи легкими;- человек, который с добротой выводит блуждающего на его дорогу. От улыбки лучше стал урок,От улыбки в школе ладится работа,Улыбнись, ведь ты же педагог.Улыбнись, когда рычать тебе охота. И тогда наверняка воспитать ученикаСможешь ты, не совершив уже ошибки,С голубого ручейка начинается рекаВоспитание начинается с улыбки.Никогда дружок, не забывай,Чтоб улыбка украшала чье-то детство,В воспитанье чаще применяйЭто главное техническое средство.