Современные методы обучения. Метод проектов


Современные методы обученияМетод проектовРабота выполнена учителем географии МБОУ «СОШ № 20» г. Кирова Мамоновой Антониной Леонидовной Метод проектов -Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом Концепция Федеральной целевой программы образования на 2011-2015г. … Стратегической целью государственной политики является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина… Ключевым направлением совершенствования качества образования является поиск новых путей модернизации системы образования. Распоряжение Правительства Р.Ф. «О концепции долгосрочного социально-экономического развития Р.Ф. на период до 2020 года» от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.…Россия должна достигнуть экономического и социального уровня, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века. Основным фактором экономического прогресса является развитие человеческого потенциала, которое определяется прежде всего содержанием и качеством образования… В числе приоритетных направлений модернизации российского образования названа модернизация инновационного характера базового образования В числе эффективных технологий рассматривают метод проектов. Метод позволяет формировать у обучающихся общие и специальные компетентности, способствующие его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда. Пристальное внимание к методу обусловлено запросами общества на грамотного, компетентного специалиста и сотрудника, который способен не только адаптироваться к сегодняшней быстро меняющейся действительности, но и уметь решать возникающие перед ним проблемы и брать на себя ответственность за принятые решения. Основной тезис или девиз современного понимания метода проектов – « Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить.» Проект ( от латинского projectus, буквально- брошенный вперед). Метод ( греч. путь исследования, теория, учение). Метод проектов - совокупность приемов, мероприятий по созданию, конструированию продукта, личностно-значимого для отдельного учащегося в процессе обучения, способ организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности, строящейся на проблематизации учебного материала. Метод не является принципиально новым в мировой педагогике, но сегодня его относят к педагогическим технологиям XXI века как метод предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод возник в начале прошлого столетия в США, его называли методом проблем. Основоположником является американский философ, педагог,психолог Дж. Дьюи. Условия успешности по Дж. Дьюи: проблематизация учебного материала ( …мышление касается всегда вещей неясных…); личностный опыт (…учиться посредством опыта…); активность (…Активно опыт ставится, пассивно он испытывается…); потребность в создании нового, в творчестве (…Когда Ньютон думал о силе притяжения - творческая сила его мысли заключалась не в данных давно известных- планетах, расстояниях, массах тяжести…но в сопоставлении этих величин…Новое - это распределение действия, а не материал…); связь обучающихся с практикой (…Школа должна не изолировать молодежь от активного участия в жизни, путем нагромождения сведений, а выяснить в окружающей среде то, что в ней наиболее почтительно…) В начале XX столетия метод пропагандировали С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер, А.У.Зеленко. В 30-е годы использование было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод приобрел актуальность. Возрождению метода способствовали Е.С.Полат, Т.А.Воронина, И.Е.Брусникина, А.И.Савенков «Вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее»Е.С. Полат Наиболее полная классификация проектов по типологическим признакам (по Полат): 1) доминирующий вид деятельности: ролевой, информационный, исследовательский, творческий, практико - ориентированный; 2) предметно-содержательная область: монопроект и межпредметный проект; 3) характер координации проекта: непосредственный- с открытой (явной) координацией и скрытный - c неявной координацией; 4) характер контактов: внутренний, региональный, международный; 5) количество участников: личностные, парные, групповые; 6) продолжительность проекта: кратковременный, долгосрочный. Требования к проекту- наличие проблемы, которая наиболее значима и требует наличие интегрированного знания для ее решения;- теоретическая, практическая, нравственная, познавательная значимость результатов, полученных после применения метода проектов;- самостоятельная работа учащихся; структурирование основной части работы над проектом с указанием итогов; применение на практике методов исследования, которые основываются на использовании определенной последовательности действий. Непременное условие проектной деятельности- наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности;- этапах проектирования;- реализации проекта. Полезность проекта: Учитель не рассказывает ребенку лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта.Н.В. Матяш Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.М.Монтень В рамках предметов естественнонаучного цикла - включение обязательно исследовательской деятельности. В современной практической работе учителя с применением проектных технологий встречаются как монопроекты, так и межпредметные. Первые доступны в урочной практике, но включить их в урок сложнее, чем выполнение межпредметного во внеурочное время. Интегрированные естественнонаучные проекты выполняются с небольшой группой учащихся и хорошо реализуются. Метод проектов влияет на формирование позитивного восприятия учителем своей профессиональной деятельности.Учитель:ДобротаТерпениеЗнание предметаПорядочностьЧуткостьУченик:УмИнтеллектЧестностьЧувство юмораОтзывчивостьИмидж-характеристики Методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, творчества, общения.В.А. Сухомлинский Проекты по географии, выполненные учащимися МБОУ «СОШ № 20» г. Кирова за 2014 год: 1.Экологическая ситуация вокруг школы № 20 г. Кирова. (Проект заслушан на Трифоновских чтениях г.Кирова.) 2.Проблемы малых рек г.Кирова. 3.Аркульский судостроительный завод. Прошлое-будущее. 4.Культура народов, проживающих на территории г. Кирова. 5.Достопримечательности города Кирова. 6.Экологические проблемы Кировской области. Уничтожение радиоактивных отходов. Используемая литература:1. Полат Е.С. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика. М.,Инфра-М,-20102. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Норма3. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования.4. Матяш Н.В. Методы обучения, способствующие организации и реализации проектной деятельности. Под редакцией Рубцова, Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000 5. Выписки из работы учителей- предметников. Всем желаю успехов в творческой работе!!!