Презентация по ИЗО на тему Античность. Древняя Греция (6 класс)


Методологические основы единства видов искусства Античность – это завершающий этап эпохи Древнего мира. Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Отличие Античности состоит в новом типе мерности Вселенной, в которой на первый план выдвигается человек. Полный распад родовых отношений высвободил энергию отдельно взятого индивидуума. Геракл и Телефос. IV в. до н. э. Римская копия с греческого оригинала Лисиппа Раненая амазонка (Амазонка Сосикла)Римская копия с греческого оригинала Поликлета или КресилаII в. н. э. Искусство обращает свой взор к реальной, обыденной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм. В Греции искусство впервые осознало себя искусством. В античном искусстве происходит переход от натуралистичной изобразительности к принципам моделирования. Моделирование опирается на опытное изучение реальности. Слово. Появление литературных жанров К Античности восходит осмысление двух основных типов организации художественной речи – поэзии и прозы. Греки выдвинули понятие стиха, противопоставляя ему ритмически неорганизованную речь прозы. Поэзия и проза соотносились как искусство и неискусство. Суть греческой трагедии составляет непримиримый конфликт между двумя противоположностями, который представлен в виде агона тезы и антитезы. Таким образом проявляется диалектическая природа трагедии. Синтез происходит после пережитого катарсиса в душах и умах зрителей. Пространственно-пластический характер вечного настоящего находит выражение в принципе трех единств: места, действия и времени. Выделение человека индивидуального из рода прослеживается на примере увеличения количества актеров, противостоящих хору, и постепенного сокращения значения хора. На уровне индивидуальности диалектика развития и статики воплощается в сочетании предельной активности героев и неизменности их характера. Древнегреческая театральная маскаVI–V в. до н. э. Архитектура. Совершенство настоящего Древнегреческий периптер представляет собой диалектическое разрешение основного вопроса бытия – вечного взаимоперетекания жизни и смерти – в совершенной модели центрической, замкнутой, законосообразной и симметричной пространственной структуры. Архитектурная модель греков впервые была выстроена на основе обобщения реального опыта тектонических отношений несущих и несомых элементов конструкции. Физические закономерности тектонических сил тяжести были переформулированы в архитектонический художественный образ.. Колонна и ордер стали универсальной матрицей, которая позволила воплотить синтез множества агональных отношений на разных смысловых уровнях. Храм богини Артемиды в Эфесе. 550 г. до н. э. В мифоритуальном плане столкновение активных несущих вертикалей колонн и пассивных несомых горизонталей антаблемента и их последующий синтез во всепримиряющей форме треугольного фронтона может означать отделение в процессе космогенеза мужского начала от пассивного добытийного состояния матери-материи и их последующий союз. Западный фронтон храма Зевса Олимпийского. Реконструкция Западный фронтон Парфенона. Реконструкция Периптериальная система впервые создает расчленение наружного объема. Сакральное обретает внешние формы и выходит в мир, на просторы открывшейся человеку плоскости земли. С вершины Акрополя Парфенон сверху вниз осеняет окружающий хаос жизни законосообразностью божественного порядка. Поднимаясь на Акрополь, мы прочитываем всю историю творения: от довременного хаоса материи скалы, через первичную геометрику стилобата – к синтезу противоположностей в стуктурированной целостности храма. Совершенство настоящего осмысливается в сжатой ауре прошлого. Идея целостности на уровне формы находит выражение в единстве наружного массива храма, в компактности его пропорций, в симметрии четных колонн по фасаду и акцентировании композиционного узла центральной оси фасадов, в эффекте «эха» в соотношении осей колонн и триглифов. Афинский Акрополь В. Поленов. Парфенон. Храм Афины-Парфенос. 1882 Изобразительное искусство. Идеальная модель Наивысших достижений в сфере изобразительности греки добились в скульптуре. Основной предмет изображения скульптуры – тело человека было для них еще одной идеальной моделью совершенного космоса. Роль реального опыта отражена в «Каноне» Поликлета, который был создан на базе многочисленных замеров. Контрапост (контрастное расположение масс, уравновешенных относительно вертикальной оси симметрии) – моделирующий принцип пластического формообразования. Перенесение силы тяжести на опорную ногу вызывал изгиб позвоночника и нарушение симметрии тела. Перекрестное контрастное уравновешивание плечевого и тазового пояса возвращает нарушенную гармонию, но уже на ином, динамическом, а не статическом уровне. В результате тело человека предстает в виде диалектической целостности противоположных начал. Диадумен. Слепок с бронзового оригинала статуи Поликлета Аргосского. 430 г. до н. э. (схема пропорций по «Канону» Поликлета) Круглая статуя становится знаком концентрации человека на себе и первым шагом к индивидуализации. Мирон. Дискобол. 460–450 гг. до н. э. В классическом искусстве контрапост имеет центростремительный характер (Дискобол) и отражает исторический момент героического сосредоточения человека. В эпоху эллинизма – центробежный (Лаокоон и его сыновья), реализуя идею физической и эмоциональной активности индивидуума. Агесандр Родосский, Полидор, Афинодор. Лаокоон и его сыновья 200 г. до н. э. На уровне сюжетостроения в скульптуре ритуальный принцип отбора мифологических сюжетов сменяется принципом выстраивания сюжетов согласно логике биографии героя. В метопах храма Зевса в Олимпии (470–456 гг. до н. э.) двенадцать подвигов Геракла складываются в сагу о его жизни. Рельефы метоп храма Зевса в Олимпии с изображением двенадцати подвигов Геракла. Реконструкция. Слева направо и сверху вниз: убийство немейского льва, уничтожение лернейской гидры, изгнание стимфалийских птиц, поимка критского быка, поимка керинейской лани, сражение с амазонками за пояс царицы Ипполиты, поимка эриманфского вепря, приручение кобылиц царя Диомеда, сражение с Герионом, добыча золотых яблок Гесперид, приручение пса Кербера, очистка Авгиевых конюшен Метопа храма Зевса в Олимпии на тему «Поимка критского быка» На основе культа Аполлона греками были созданы три типа «портретов» идеального человека, соответствующих трем возрастам: юноши-куроса, зрелого героя типа Геракла и мудрого старца, учителя, философа. Архаический курос Платон Сократ Раннеклассический курос Перикл Фемистокл Орнамент. Силуэт, фигура, индивидуальность Орнамент в древнегреческом искусстве сохраняет свою символическую функцию, но утрачивает прежнюю космогоническую тотальность. Бывшая ранее непрерывной, ныне ткань орнамента членится на ленты. Заключенный в рамку ленты орнамент локализуется в строго отведенных местах соответственно тектонической структуре декорируемого объекта. При смене чернофигурного стиля на краснофигурный орнаментальность как композиционная парадигма в вазописи исчезает. Ваза из Вульчи мастера Андокида. Фрагменты. 520–510 гг. до н. э. Выделившаяся из общего бытия космоса сфера человеческой жизни в виде фигурных композиций занимает все тулово сосуда. Пальметта как вариант мирового древа приобретает моделирующее значение в вазописи как символ тотальной симметричности космоса. Пелика с ласточкой мастера Евфрония. Около 510 г. до н. э. В ленточном орнаменте чередование ориентированных вниз и вверх пальметт выражает мифологическую картину единства космоса и хаоса, философскую концепцию о пульсации Вселенной. «В греческой геометрике меандр является универсальным символом жизни. В отличие от шахматного орнамента, он имеет силуэт, фигуру, индивидуальность. Шахматный орнамент духовно апатичен, в нем нет волик жизни, нет человеческого элемента…Меандр, напротив, являет собой более «психологический» тип орнамента… Шахматный орнамент – как фон, на котором разворачивается действо, как пространство жизни, меандр – как действующий ее агент. Вероятно, не случайно в античном искусстве оба типа орнамента соединялись вместе, воплощая бесконечность бытия природы и человека».Л. Акимова Древнегреческое краснофигурное блюдо с меандром Дионисийские и аполлонические танцы В античной культуре танец символизировал всеобщность космических связей, возникающих в результате агона-борьбы, трактуемого как творческое начало. Аполлон с кифарой в руках во главе хоровода муз – образец аполлонических танцев. Древнегреческие танцыКордак – танец – обязательная частью комедии.Пирриха и корибантума – военные дионисийские танцы.Геранос – исполнялся в честь Аполлона как благодарность за спасение от смерти в лабиринте Минотавра.В танце кариатид применялась техника «на пуантах», но босиком.Имений – танцевали невеста, ее мать и друзья.Ормос объединял мужчин и женщин друг за другом в цепь.Комос – ритуальное танцевальное шествием причастившихся дарами Диониса мужчин.Эммелия – ритуальный танец у ложа умершего. Блюдо «Борьба Геракла с Тритоном» мастера Ксенокла570–560 гг. до н. э. Музыка. Настройка на гармонию Небесный гептахордПо диалогу Платона «Тимей» Древнегреческие лады Презентация подготовлена Е. Князевой на основе материала Е. МедковойЖурнал «Искусство» № 4/2012 Муза ЭратоДревнегреческая скультура