Проект:Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности


Проект учителя начальных классовМОУ СОШ с. СинодскоеТалиповой Л.Ю.Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Результаты исследованияНачиная работать с учащимися 1 класса, которых я взяла в 2011-2012 учебном году , изучив медицинские карты учеников, пришла к выводу о том, что многие дети имеют хронические и простудные заболевания. На основании изученных данных, я составила таблицу заболеваний учащихся.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Заболевания детейСоотношение в процентахНарушения зрения30%Нарушение осанки20%Простудные заболевания80%Заболевания органов пищеварения10% Цель проекта:организовать учебно-воспитательный процесс в классе таким образом, чтобы обеспечить каждому школьнику возможность улучшения и сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Задачи:-формировать у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;-обучать школьников доступным физкультурным знаниям, умениям и навыкам, способствующим укреплению здоровья школьников;-воспитывать у детей любознательность, честность, творческую инициативу, способствующую развитию познавательных способностей у школьников. Направления и этапы работыОрганизация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны здоровья младших школьников. Организация внеурочной деятельности Работа с родителями и детьми по формированию у младших школьников здорового образа жизни. Шкала трудности предметов для младших школьников(по Агаркову)Свою работу я начала с составления расписания уроков. При составлении расписания использую ранговую шкалу трудности предметов, по В.И. Агаркову, учитываю сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. Учебные предметы распределила по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников.№ п/пПредметБалл1.2.3.4.5.6.7.8.МатематикаРусский языкОкружающий мирЛитературное чтениеАнглийский языкРисование и музыкаТехнологияФизкультура876510421 ПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаФизкультураЛитературное чтениеМатематикаРусский языкМатематикаРусский языкЛитературное чтениеТехнологияАнглийский языкРусский языкМатематикаФизкультураАнглийский языкОкружающий мирРусский языкМатематикаМузыкаЛитературное чтениеИзобразительное искусствоРусский языкЛитературное чтениеФизкультураОкружающий мирРасписание уроков во 2 классе на 2012-2013 учебный год. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Эффективность работы учащихся на уроке на любом его этапе во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием наглядного и дидактического материала, применением средств обучения. Для этого я применяю на уроке несколько видов деятельности, такие как: самостоятельная работа, практические упражнения, исследовательская деятельность, применение ИКТ, игровая деятельность, групповая работа. Факторы урока иликритерии здоровьесбереженияХарактеристикаУровень гигиенической рациональности урокаОбстановка и гигиенические условия в классеТемпература и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражителиКоличество видов учебной деятельностиВиды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   4-7Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Не более 10 минутКоличество видов преподаванияВиды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работаНе менее3Чередование видов преподавания Не позже чем через 10 минутНаличие и место методов, способствующих активизацииМетод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)Место и длительность применения ТСОУмение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсужденияВ соответствии с гигиеническими нормамиПоза учащегося, чередование позыПравильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы Поза чередуется в соответствии с видом работыНаличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровленияФизкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек2-3 за урокНаличие мотивации деятельности учащихся на урокеВнешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалуПсихологический климат на урокеВзаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)Преобладают положительные эмоцииЭмоциональные разрядки на урокеШутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие2-3 за урок Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельностиМомент наступления утомления и снижения учебной активности Темп окончания урока  Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока Место и длительность применения ТСОУмение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсужденияВ соответствии с гигиеническими нормамиПоза учащегося, чередование позыПравильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы Поза чередуется в соответствии с видом работыНаличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровленияФизкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек2-3 за урокНаличие мотивации деятельности учащихся на урокеВнешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалуПсихологический климат на урокеВзаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)Преобладают положительные эмоцииЭмоциональные разрядки на урокеШутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие2-3 за урок Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельностиМомент наступления утомления и снижения учебной активности Темп окончания урока    Критерий наблюденияВремя дняСостояниеОценкаСамочувствиеУтрохорошее5Вечерхорошее5БольУтрохорошее5Вечерхорошее5НастроениеУтрохорошее5Вечерхорошее5СонПродолжительностьхорошее5Качествохорошее5АппетитУтрохорошее5Вечерхорошее5РаботоспособностьНа урокаххорошее5Домахорошее5Дневник здоровья Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:упражнения для формирования правильной  осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета»; игровые двигательные упражнения с предметами упражнения для улучшения мозгового кровообращения дыхательные упражнения упражнения для мобилизации внимания Успех работы по воспитанию здорового ученика во многом зависит от эффективности взаимодействия классного руководителя с родителями, которая подразумевает просветительскую работу среди родителей по вопросам охраны здоровья. Во внеклассную воспитательную работу включаю различные мероприятия направленные на сохранение здоровья, провожу тематические родительские собрания и беседы по предупреждению опасных заболеваний, а также о необходимости правильного питания младших школьников. Организую совместные праздники «Папа, мама, я- спортивная семья» Тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.(выписка из воспитательного плана){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№МероприятияСрокиОтветственный1Санитарно- гигиенические нормы учебных занятийсентябрьТалипова Л.Ю.2В семье растет дочь, сын.сентябрьТалипова Л.Ю.3Детский травматизм на дорогахоктябрьТалипова Л.Ю.4Психологическая поддержка младших школьниковноябрьТалипова Л.Ю.5Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитаниидекабрьТалипова Л.Ю.6За здоровый образ жизниянварьТалипова Л.Ю.7Каким будет ваш ребенокфевральТалипова Л.Ю.8Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дорогемартТалипова Л.Ю.9Причины быстрой утомляемости младших школьниковапрельТалипова Л.Ю.10Досуг в семьемайТалипова Л.Ю. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаСрокиОтветственный1Беседа «Осторожно на дорогах»сентябрь 2«День Здоровья»сентябрь3Классный час «В здоровом теле здоровый дух»октябрь4Весёлая спартакиада «Волшебный мяч»ноябрь5Беседа «Правила поведения за столом»декабрь6Беседа «Как отучить себя от вредных привычек»январь7Спортивный час «Весёлые старты»февраль8Зарядка в стране Олимпиониковмарт9Классный час «Как воспитать в себе сдержанность»апрель10Конкурс Культура здорового образа жизни»майТематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися класса по проблеме сохранения и укрепления здоровья на 2012-2013 уч.год Цели программы:формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения; развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья; обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья. Цели конкретизированы следующими задачами:Формирование:представлений о: факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;«Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;«Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;«Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;«Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;«Вот и стали мы на год взрослей»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода. 1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края. 3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.   Фамилия, имя.Пропуски по заболеваниям1класс (2011-2012уч.г)Пропуски по заболеваниям2 класс (2012-2013уч.г) Акопян К.68часов48часов Бирюков А.24 часа10 часов Бирюков Д.32 часа15 часов Ефимова Д.48часов25 часов Межлумов А.24 часов15 часов Романов И.60часов48 часов Смолькова С.64часа25 часов Самодурова Л.24часа20часов Трусов А.16 часов Хованов А40часов25 часовПрименение здоровьесберегающих технологий помогли снизить показатели заболеваемости детей в моем классе. Приведу некоторые цифры позитивных изменений, которые произошли в классе по сравнению с первым годом обучения. Выводы:Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение·         направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;·         приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;·         достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся