Презентация на тему формирование письменной речи учащихся с задержкой психического развития


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»(БАШГУИнститут непрерывного образованиякурсы профессиональной переподготовки по специальности «Олигофренопедагогика» ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТАна тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Выполнила: слушатель Галеева Э.Ф. «Проблема нарушений письменной речи у школьников— одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения». И.Н. Садовникова Актуальность работы: Письменная речь представляет собой сложный вид психической деятельности, формирующийся только в условиях целенаправленного обучения. Трудности в формировании письменной речи у школьников с задержкой психического развития значимы для всего процесса овладения школьными знаниями, умениями, навыками. Данная работа позволит выбрать наиболее оптимальные и эффективные пути коррекции, направленные на нормализацию школьного обучения детей в коррекционной школе VII вида. Цель исследования: изучение и выявление особенностей формирования письма у детей с задержкой психического развития. Объектом исследования являются нарушения письма у школьников с задержкой психического развития. Предмет исследования: формирование письменной речи учащихся с задержкой психического развития. В соответствии с целью исследования мы выдвинули следующие задачи:- рассмотреть особенности развития детей с задержкой психического развития, связь психических процессов в развитии этих детей с нарушениями письма;- изучить литературные данные о современном представлении формирования процессов письма и способах его развития;- определить методику экспериментального исследования письма у учащихся с задержкой психического развития. Методы исследования: анализ психолого-педагогической и логопедической литературы, диагностические мероприятия по обследованию и выявлению проблем нарушений письма у детей с дисграфией, обработка и интерпретация результатов. База исследования: ГБОУ специальная (коррекционная) школа №120 VII вида, 6 А класс. Выборка проводилась по письменным работам.  Рассмотрев особенности развития детей с задержкой психического развития, выявив связь психических процессов в развитии этих детей с нарушениями письма, изучив литературные данные о современном представлении формирования процессов письма и способах его развития, мы сделали вывод, что у детей с задержкой психического развития имеются специфические нарушения письма (дисграфия), наблюдается взаимосвязь состояния письма со степенью нарушений психических процессов. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, сложный психофизиологический процесс, включающий в себя различные операции: мотив; смысловое программирование письменного высказывания; языковые операции (выделение предложения, анализ предложения на составляющие слова, дифференциация фонем, фонематический анализ); соотнесение выделенного звука со зрительным образом буквы; анализ и сравнение букв; моторное воспроизведение графического изображения буквы. Несформированность одной из перечисленных операций и ведет к дисграфии. Недоразвитие многих речевых и неречевых функций у детей с задержкой психического развития приводит к существенным трудностям овладения письмом. В том числе к различным видам ошибок в письменной речи. Важным условием правильной организации коррекционной работы является своевременное и тщательно проведенное психолого-педагогическое обследование ребенка. Цель обследования — определение возможных механизмов расстройства письма, выявление структуры дисграфического дефекта. Представляется оправданным некоторое расширение общепринятых схем обследования, что обусловлено сложностью структуры дисграфии у этих школьников. Изучение распределения внимания, активной работы памяти и четкой организации движений руки, позволят учителю значительно расширить информацию о ребенке. Мы использовали следующие методики для исследования психических функций:- внимания ( тест Бурдона «Корректурная проба» );- памяти (методика А.Р. Лурия «Заучивания 10 слов», методика «Метод пиктографии»); - мелкой моторики (методика Н.М. Трубниковой «Моторика пальцев и рук»,методика Н.М. Трубниковой «Двигательные функции языка»). Мы выявили , что психологические процессы у детей развиты слабо. Только трое детей (30%) имеют средний уровень развития памяти, четверо(40%) имеют средний уровень развития внимания.Таким образом, низкий уровень развития психологических процессов, является одной из причин нарушения письма у детей. Обследование моторики показало, что у всех детей отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, что проявляется в нарушении точности, координированности движений, неполноценности выполнения. Также мы проследили, что у данной группы учащихся выявленные недостатки звукопроизношения выражались в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства. Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. В ходе нашего исследования использовались также такие методы, как беседа и метод изучения продуктов деятельности. В процессе беседы выявлялся уровень речевой активности детей, их словарный запас, сформированность грамматического строя речи, состояние звукопроизношения и фонематической стороны речи. Основное место в системе используемых методов исследования письма у нас занял метод анализа продуктов деятельности, который подразумевал тщательный анализ проведенных письменных работ учащихся в соответствии с классификацией Лалаевой Р. И. и выявление специфических ошибок. Нами был проведен качественный и количественный анализ письменных работ. В ходе исследования были получены следующие данные: Больше всего в работах было выявлено ошибок языкового анализа и синтеза, а также ошибки на основе фонемного распознавания, что указывает на специфические особенности учащихся с задержкой психического развития. Наблюдались такие ошибки, как пропуски и добавления слов, пропуски согласных букв, ударных и безударных гласных, добавление букв, инертных повторений, букв, слитное написание слов ,раздельное написание слов. Встречались такие ошибки на дифференциацию фонем, как замены звонких и глухих парных согласных д-т, ж-ш, з-с, б-п, на обозначение мягкости согласных. Далее в количественном отношении следуют оптические ошибки. В группе оптических ошибок были допущены лишние элементы букв, замена букв, включающих одинаковые элементы (ж-х, б-д и др.). В работах чаще наблюдались такие аграмматизмы, как ошибки на согласование и управление (вода вкусное и прозрачное вместо вода вкусная и прозрачная, по склонах речки вместо по склонам речки).Много было допущено ошибок на орфографические правила и на правила, которые по программе еще не были изучены. Наибольшее количество ошибок наблюдалось на правописание безударных гласных (7,4%), написание гласных после шипящих (3,8%), на правописание непроверяемых слов (2,1%). Реже отмечались ошибки переноса, ошибки на написание большой буквы. Мы проводили следующие виды письменных работ по развитию речи: списывание, различного вида диктанты, изложения, сочинения. Хочется отметить, что проводилась работа среди таких видов текста как описание, повествование, рассуждение. При этом детям с задержкой психического развития легче работать с текстами повествования: изложение-рассказ, сочинение-рассказ по данному началу, сюжетным картинкам. Особенность восприятия, недостаточная любознательность и наблюдательность формируют «кругозор» этих детей и их словарный запас. Он узок, наблюдается значительное расхождение между активным и пассивным словарем. Как часть речи для наших ребят наиболее узнаваемы существительные, как наиболее конкретные. Исключения составляют существительные, обозначающие собирательные и абстрактные понятия (труд, лень). Существительные в именительном падеже дети узнают легче, чем в косвенных падежах. Глаголы узнают, но, если попросить ребенка выписать глаголы, то он может выбрать существительные, образованные от глаголов. Прилагательные - наиболее абстрактная часть речи и поэтому в словаре детей с задержкой психического развития, у которых словесно-логическое мышление развито слабо, их количество невелико. Они однотитипны, часто употребляют для всех определений предметов слово «хороший»). Ошибки орфографического характера составили около 20%. Большее количество ошибок у детей с ЗПР составили дисграфические ошибки (80 %). Полученные результаты обследования позволяют сформулировать заключение: несформированность психологических процессов, языковых и речевых средств языка. Анализ данных подтвердил, что у детей не сформирована психологическая база речи, речевые нарушения носят системный характер . У детей с задержкой психического развития дисграфия проявляется чаще всего в сложном виде, в сочетании различных форм. Коррекция нарушений письма у детей с задержкой психического развития осуществляется приемами, направленными на развитие речи, мышления, процессов восприятия, памяти. Коррекционное воздействие мы представляем как целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма. I. Вначале идет работа по коррекции и развитию внимания, памяти, моторики, посредством подобранных упражнений на специальных занятиях, а также на уроках по русскому языку и литературе. II. Затем коррекция звукопроизношения, коррекция и развитие фонематического слуха и восприятия, формирование лексико-грамматической стороны речи. В основе этого вида работы лежит формирование внимания детей на звуковую сторону речи, научить выделять звуки, необходимо организовать ориентировку в звуковом составе слова на тех звуках, которые ребенок произносит правильно. III. И наконец, коррекция письменной речи:А) Виды письма в коррекционной работе. Списывание: а) с рукописного текста, б) с печатного текста, в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Слуховой диктант со зрительным самоконтролем нетрадиционной формы письма под слуховую диктовку – графического диктанта. Словарные и другие виды диктантов. Б) Коррекционно-развивающие задания на уроках русского языка и во внеурочное время, с целью коррекции познавательных процессов школьников с ограниченными возможностями здоровья, задания разных уровней сложности, которые помогают формировать некоторые мыслительные умения учащихся. Одной из продуктивных форм являются дидактические игры. Индивидуальная работа по коррекции нарушений письма сочеталась с фронтальной работой и учитывала все особенности нарушения речи детей школьного возраста. Выводы: Интеллектуальное и речевое развитие учащихся с задержкой психического развития имеет свои специфические особенности. Оно требует организации коррекционно-развивающего обучения детей, испытывающих трудности в освоении учебных программ. Процесс коррекции нарушений письма у учащихся с задержкой психического развития будет результативнее, если коррекционную работу строить с учетом особенностей формирования психологической базы речи, с использованием специально подобранных методов и приемов, руководствоваться более медленными сроками овладения этим учебным навыком, специально разработанной программой, тщательным индивидуальным подходом к каждому ребенку, продуманным совместно педагогом ,психологом и логопедом. Такие условия во многих случаях будут способствовать успешной работе всего специального (коррекционного) образовательного учреждения. Спасибо за внимание. Знаменитые дислектики и дисграфикиДжордж БушЛеонардо Да Винчи Томас Алва Эдисон (1847 - 1931), изобретатель.Агата Кристи (1890-1976), сочинительница детективов.Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) Нельсон Рокфеллер ( 8 июля 1908 — 26 января 1979), вице-президент США в 1974—1977.Петр IЗнаменитый английский физик Майкл Фарадей