Особенности составления рабочих программ по истории в соответствии с требованиями ФГОС


Особенности составления рабочих программ по истории в соответствии с требованиями ФГОС От ФГОС к основной образовательной программе образовательного учреждения ФГОС ООО Примерная основная образовательная программа основного общего образования Основная образовательная программа образовательного учреждения Федеральный уровень Участие региона Уровень образовательного учреждения Основная образовательная программа ОУ разрабатывается самостоятельно Примерная основная образовательная программа основного общего образования Примерная основная образовательная программа основного общего образования К учебным программам относятся: Примерная (типовая) учебная программа, авторская программа учебного курса,рабочая программа учебного курса. Примерная учебная программа Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера. Структура примерной программы по истории  пояснительная записка (в ней определяются цели обучения по данному предмету, раскрываются особенности содержания курса, описывается структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном образовательном плане;содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по разделам с указанием примерного числа часов на их изучение;примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5—9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.  Общая характеристика примерной программы по истории Примерная программа по истории на ступени основного общего образования:составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История»);задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе;в ней сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.отражает важное место и роль исторического знания в образовании молодого поколения. Цели и задачи изучения истории в основной школе в редакции примерной программы Главная цель — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;  Задачи изучения истории в основной школе: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;овладение учащимися знаниями об основных этапах и сферах развития человечества, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма;формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. Рабочая программа учебного предмета – это совокупность учебно-методической документации, которая самостоятельно разрабатывается педагогом ОУ на основе рабочего учебного плана и примерных программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, авторских программ, с учётом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы и отражает пути реализации содержания учебного предмета. Рабочая программа разрабатывается в целях: обеспечения конституционного права граждан Российской Федерации на получение качественного общего образования;обеспечения достижения обучающимися результатов обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;повышения профессионального мастерства педагогов. Рабочая программа учителя нормативный документ;индивидуальный инструмент педагогического работника;средство фиксации содержания образования на уровне учебных предметов. Основная цель рабочей программы расширения тем (возможно, как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);внесения дополнительных тем (возможно как за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ, так и в рамках базового времени за счет повышенных академических способностей учащихся по предмету);углубления тем (возможно только за счет увеличения часов из вариативной части учебного плана ОУ);изменения логики освоения содержания материала;уменьшения количества часов на изучение материала по предмету. Задачи учебной рабочей программы: Конкретное определение содержания, объема, порядка изучения учебной дисциплины с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса данного учреждения и контингента обучающихся.Практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта при изучении учебного предмета классом в учебном году. Функции Рабочей программы Нормативная функцияИнформационно-методическая функцияОрганизационно-планирующая функция К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам;программы дополнительного образования;программы элективных курсов;программы факультативных занятий. Возможные варианты использования рабочих программ Использование примерной программы с внесенными изменениями Использование имеющейся авторской программы (как правило, программы автора учебника) Использование авторской программы с внесенными изменениями Авторская программа учителя Рабочие программы по учебным предметам составляются на основе: примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования;примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ;примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне).в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). В данном случае рабочая программа составляется учителем самостоятельно, и в дальнейшем, после прохождения апробации (2 года), наличия внешней рецензии и опубликования в профильном (предметном) издании (журнале/газете) может считаться авторской. Исходные документы для составления рабочих программ учебных курсов федеральный компонент государственного образовательного стандарта; основная образовательная программа основного общего образования школы, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;базисный образовательный план общеобразовательных учреждений;федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; Основные нововведения стандартов второго поколения: цель образования не только знания по конкретным дисциплинам, но и метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные и коммуникативные) и личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности);отсутствие понятия минимума содержания, перечня информационных единиц, обязательных для изучения по определенному предмету в том или ином классе, т.к. это теперь прерогатива школ, учителей, авторов УМК;нацеленность стандарта на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания;необходимость перехода к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированный характер обучения, нацеленность на системно-деятельностный метод обучения как механизм реализации концепции ФГОС. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории Результаты изучения истории в основной школе Прежде и теперь Требования по ФГОС овладение знаниями, умениями и навыками развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной Требования к уровню подготовки учащихся Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.Метапредметные результаты: освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, систему основополагающих элементов научного знания. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и примерной (авторской) программой по предмету или примерными учебными программами (для интегрированного курса).Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: Особенностью содержания современного основного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий (УУД) в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса обучающимися определяются по окончании каждого учебного года ступени образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, целями и задачами основной образовательной программы образовательного учреждения. Приступая к работе над рабочей программой конкретной дисциплины, рекомендуется: учесть, как будет отражена в ежедневном планировании работы учителя основная идея стандарта - развитие учебной самостоятельности школьников и освоение детьми универсальных учебных действий;за основу тематического планирования по любому предмету взять планирование, предложенное в «Примерных программах»;ввести в календарно-тематическое планирование раздел «Универсальные учебные действия» (УУД), конкретизируя в нем время и место выполнения требований плана из раздела «Характеристика деятельности учащихся». Структура образовательной программыПрограмма имеет следующую структуру:Титульный листПояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;Общую характеристику учебного предмета, курса;Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;Содержание учебного предмета, курса;Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.КИМы в приложении Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности – структурный элемент программы:В планировании определены как содержание и последовательность изучения материала, так и основные виды деятельности учащихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения курса).В качестве основной единицы планирования выступает учебная тема (группа уроков). Это помогает системно представить главные вопросы содержания курсов, преодолеть дробность в отборе учебного материала. Требования к деятельности школьников изложены в тематическом планировании в виде перечня необходимых действий с учебным материалом.Распределение учебных часов в рамках темы, блока уроков осуществляет учитель. Он также формулирует и распределяет конкретные задания с учетом возрастных и индивидуальных возможностей школьников, а также наличия учебных пособий и дополнительных источников информации. № п/п Тема урока Основные виды учебной деятельности Планируемые результаты освоения ООП ООО предметные метапредметные личностные Структура тематического планирования учебного предмета «История» по ФГОСИСТОРИЯ - перечень разделов, тем и последовательность их изучения;- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;- темы отдельных уроков и учебные материалы к ним;- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);- указание на виды деятельности учащихся; - возможные формы и методы контроля;- формируемые универсальные учебные действия;- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;- возможные виды самостоятельной работы учащихся № Тема урока Кол-во часов Тип урока Планируемые предметные результаты УУД Вид контроля ДатаПлан Факт 1 Государство на берегах Нила 1 Комбинированный урок, урок-экскурсия и т.д. научится характеризовать:-географическое расположение Египта, его климатические и природные условия;-обстоятельства создания единого государства в Египте Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Описывать природные условия Египта. Устанавливать хронологическую последовательность событий истории Древнего Египта. Определять характерные признаки цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации.  тест , фронтальный опрос, защита проекта и т.д. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса отражает перечень необходимого материально-технического оснащения в соответствии с требованиями ФГОС, основную и дополнительную учебную литературу, учебные и справочные пособия, учебно - методическую литературу, перечень рекомендуемых средств обучения, дидактических материалов.Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:учебно-программные (учебный и тематический планы, учебные программы);учебно-теоретические (учебники, учебные пособия); учебно-практические (сборники упражнений и задач, контрольных заданий, текстов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии):учебно-методические (методические рекомендации по изучению курса, методические рекомендации по выполнению контрольных работ, по написанию рефератов и исследовательских работ);учебно-справочные (словари, учебно-терминологические словари, учебныесправочники);учебно-наглядные (иллюстрированные материалы: альбомы, атласы, таблицы, схемы; технические и электронные средства обучения, лабораторное оборудование);учебно-библиографические пособия. Порядок разработки и утверждения рабочей программы Сроки, порядок разработки и утверждения рабочих программ определяется локальным актом образовательного учреждения. Рабочая программа рассматривается на методическом объединении, на педагогическом совете. Решение ШМО, ПС оформляется протоколом. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе анализирует рабочую программу на предмет соответствия программы учебному плану общеобразовательного учреждения и требованиям государственных образовательных стандартов. Директором школы издается приказ об утверждении каждой учебной программы. На каждой программе должна быть отметка ШМО, ПС о рассмотрении программы и рекомендации к ее утверждению, отметка заместителя директора по учебно-воспитательной работе о согласовании, результаты экспертизы (если была), отметка директора школы об утверждении программы (дата и номер приказа). Один экземпляр учебных программ является частью ООП и находятся у администрации в соответствии с номенклатурой дел. Второй экземпляр у педагога. Спасибо за внимание!