Презентация Культура Руси до монгольского нашествия


КУЛЬТУРА РУСИ ДО МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ Культура – это материальные и духовные ценности, которые создавал и создает человек на протяжении своей истории УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫразвивалась в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов (финно-угорское, скандинавское, византийское) формировалась в результате соединения элементов различных культур (основа - языческая культура восточных славян)мощное влияние христианской культуры Византии (крещение Руси открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, мощный импульс для развития культуры в целом)господство определяющего фактора на каждом из этапов развития культуры до монгольского нашествия:культура восточного славянства - языческое мировоззрение культура Киевской Руси - синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византиикультура русских земель в период политической раздробленности - местные тенденции временно вытесняют общерусские (при сохранении последних) ПисьменностьКириллица одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук ("азбука" - от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки") была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием введена на Руси после крещения легла в основу русского алфавита Образование Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой коре (бересте) Граффити - многочисленные надписи на ремесленных изделиях и на стенах каменных зданий (большинство из них начинается словами «Господи, помози», далее следует текст просьбы) Образование - привилегия высших слоев общества: Владимир Святославович приказал обучать детей «нарочитых» (знатных) киевлян Ярослав Мудрый открыл киевскую школу, где более трехсот детей готовились к государственной и церковной службе Анна Всеволодовна (сестра Владимира Мономаха) открыла школу при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали грамоте ЗАДАНИЕПрочитать в § 22 п. 2 (Письменность и литература), стр. 139-140Заполнить таблицу на стр. 141 (вопрос 5) Архитектура Десятинная церковь в Киеве (996-1240) Софийский собор в Киеве Софийский собор в Новгороде Местные архитектурные школы периода раздробленностиВладимиро-Суздальская землястроили из белого камняярко выраженный декоративизм, ажурная каменная резьба на фасадах церквейНовгородская землястрогость, простота форм, скупость декоративных украшений, монументальная мощь композицийособое внимание уделяли строительству крепостей Смоленская, Черниговская, Полоцкая высокое качество кирпичной кладки архитектурный образ стремительного, вертикального движения, устремленность ввысь церковь Покрова на Нерли (А.Боголюбский, 1165 г., Владимиро-Суздальская земля) церковь Спаса на горе Нередице (1198 г., Новгородская земля) церковь Архангела Михаила в Смоленске (1180-1197 гг.) Изобразительное искусствоФреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке:первые фрески были выполнены греческими мастерамиосновная тематика фресок – изображения святых, евангельские сцены, но встречаются и фрески с изображением светских лиц (сыновей и дочерей Ярослава Мудрого), бытовых сюжетов (охота, выступления скоморохов).Мозаика («мерцающая живопись»): техника мозаики появилась на Руси благодаря византийским мастерамизображение набиралось из смальты (специальный стекловидный материал)широкого распространения не получила (в отличие от Византии) Фреска «Вознесение» в куполе Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове. сер. XII в. Богоматерь Оранта («Молящаяся») в Софийском соборе в Киеве (мозаика) Изобразительное искусствоИконопись:первые иконы на Руси появились в X в. и были привезены греками из Византиирусское иконописание находилось под влиянием византийской школыXII в. - сложились местные иконописные школы, отличавшиеся друг от друга манерой исполнения (новгородская, псковская, ярославская, киевская и др.) Характерные особенности иконописания независимо от местных традиций: 1. Обратная перспектива (более далекие от зрителя фигуры изображались более крупными).2. Символика цвета.3. Главное внимание уделялось лицу и рукам, которые тщательно выписывались. «Ангел Златые власы». Новгородская икона. Середина XII в. икона "Спас Нерукотворный" сер. 12 в., новгородское происхождение Владимирская Богоматерь – изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI–XII вв. Выводы1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее своеобразному развитию.2. Несмотря на то, что Русь позже некоторых европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII в. она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных школ летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.