Современный подход к школьному анализу художественного произведения. Романтизм и его признаки


Романтизм и его признакиПодготовила: С. А. Вдович – руководитель ШМО русского языка и литературы Современный подход к школьному анализу художественного произведения Романтизм литературное направление (имеет чёткие временные рамки), художественный метод (вневременная общность идей и художественных форм), большой стиль (искусствоведческий термин: затрагивает все виды творчества). Романтическое произведение (признаки) Романтические произведения легко узнать среди других. Они выражают состояние души, которое ни с чем нельзя спутать. Ро­мантик - вечный юноша, почти подросток. И вечный бунтарь. Ему всегда как будто лет четырнадцать и не больше шестнадцати. • Главная его черта - романтик не желает принимать мир таким, какой он есть. Смирение не его добродетель. Романтическое произведение (признаки) Романтик восстаёт против несправедливости (особенно по отношению к нему самому и его близким), против жестокости, против неправды. Но больше всего в этом мире он ненавидит две вещи: несвободу и скуку обыденной жизни. Реальный мир для романтика неприемлем тем, что жизнь в нём протекает (с романтической точки зрения) скучно и серо. Романтики придумывают для себя другую жизнь, а часто и другой мир - яркий, интересный, иногда прекрасный, иногда даже страшный. Это похоже на игру, но за ней скрывается глубокая мысль (недаром многие из первых романтиков были философами). Романтическое произведение (признаки) Романтики впервые в истории литературы осознали внутреннюю бесконечность человека . И второй мир, создаваемый ими, есть отражение их внутренней вселенной. Это считается главным художественным открытием романтизма. Показать внутреннюю сложность человека "напрямую" романтики не умели. Они выражали её через образные параллели. Излюбленные образы романтиков: море, звёздное небо, дорога, убегающая вдаль, - всё, в чём таится бесконечность. Изображение другого, необыденного мира. По этому свойству легче всего узнать романтическое произведение. Оно называется романтическим двоемирием. (Например - «Щелкунчик» Гофмана. Два мира в нём показаны с предельной выпуклостью: вот тяжёлая дорожная шуба, а вот уже леденцовый луг. Но только девочка Мари способна перейти из обыденности - в сказку.) Иногда авторы-романтики рисуют в книгах мир своей мечты, и серая обыденность остаётся за пределами книги, просто подразумевается. (Таковы, например, романы В.Скотта «Айвенго»). Романтический герой К какому бы из двух типов ни принадлежала романтическая книга, в ней всегда есть конфликт мечты и действительности, реальности и того, к чему стремится душа автора и его героя. Романтический герой (как и автор) пребывает в вечном конфликте с миром и с другими людьми. Он не такой, как все, а в чём-то исключительный. Очень часто это бунтарь, нарушающий привычное течение обыденной жизни. Романтический герой Романтики признавали настоящими героями лишь тех, чья душа способна создать для себя второй мир - мир мечты. Всех остальных они считали обывателями.Часто романтики делали своих героев поэтами, художниками, музыкантами. Действительно, все они создают свои миры - произведения, все обладают тонкой, чувствительной душой. Они не умеют приспосабливаться к реальной жизни, живут в нищете. И очень часто окружающие их не понимают, а иногда и гонят. Романтический герой Впервые романтические произведения появились в конце XVIII - начале XIX века в Германии. Тогда авторы, чтобы выделить героев из "толпы", придумали для них определённый облик. Романтический герой странен, бледен, одинок. у него чёрные горящие глаза ("и кудри чёрные до плеч"). Он часто хранит тайны, в его жизни есть что-то загадочное. Среди других людей он выглядит чужаком, а потому авторы делали его чужаком, странником, пришельцем, иностранцем. Романтический герой Романтики не делили героев на положительных и отрицательных. Есть даже понятие романтический злодеи (вампир, пират, разбойник ). Главное - не быть обывателем. А злодейство автор всегда как-нибудь объяснит. Однако герои в романтических произведениях изображаются довольно схематично: либо чёрными красками, либо белыми. Либо это ангел во плоти, либо исчадие ада, либо титан, либо ничтожество. Отношение к внешнему миру К природе у романтиков было особое отношение: они видели в ней такую же живую душу, как у романтического героя. То же можно сказать о старине. Предыдущая эпоха (XVII- ХVIП века, классицизм) считала достойной внимания только античную классику (искусство Греции и Рима). Все сказания других европейских народов (и мифы, и саги, и сказки) долгое время с презрением называли "варварскими", простонародными, грубыми ... Романтики увидели в них красоту и поэзию, начали всерьёз собирать фольклор. Черты романтизма в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Вопросы и задания для анализа: Задание 1. Докажите, что Мцыри - романтический герой (он чужак, одинокий среди людей; в душе его тяга к другому миру (родине); мечта его окажется недостижимой; он яркий, сильный герой, одержимый могучей страстью; странник, которому тяжко оставаться в одном месте; природа ему ближе, чем мир людей; в природе он видит живую душу) . Вопросы и задания для анализа: Задание 2. Сколько разных миров присутствуют в поэме? (таких миров три: монастырь - природа - родина Мцыри). Задание 3. Какую роль в судьбе Мцыри сыграла природа? (природа близка к родине Мцыри, такой же дикой и свободной. Мцыри рвётся в мир природы, но сам принадлежит к миру монастыря (что в общих чертах совпадает с трактовкой В.Г. Белинского). "Меняется ли образ природы по ходу действия? Какой она видится Мцыри из монастыря, в первое утро на свободе. ночью и в последний день его пути? Природа в поэме Природа в самом деле видится герою по-разному. Из монастыря Мцыри угадывает в ней свободу и напоминание о родстве и разлуке. Утром после ночной грозы природа напоминает ему "Божий сад" (в небе - ангелы, скалы - как ступени, по которым низвергался в бездну сатана). Ночью природа становится враждебной и опасной. Воплощение этой опасности - барс. Обратим внимание: в своей схватке барс и Мцыри - два равных бойца, и объятья у них почти братские, только смертельные. Словно мечты Мцыри воплотились в этом поединке. Следующим утром природа манит Мцыри в смертный сон, обещая покой, прохладу, любовь, счастье ... Природа в поэме Когда и в чём ошибся Мцыри? (его изначальная ошибка: он видел в природе братство, любовь, воплощение рая, коим она не является).К какой родине стремится Мцыри и можно ли её достичь? (воспоминания о родине постепенно превратились в мечту об идеальном мире. И если бы Мцыри добрался до родных мест, его душа едва ли обрела бы там покой, потому что к мечте о встрече с родными в его душе добавилась мечта об идеальной гармонии между миром и человеком (в том числе и природой), которая возможно разве что в раю. Вопросы и задания для анализа: Каков смысл финала поэмы? Мечта осталась недостижимой, но природа по-прежнему говорит герою о родине его души больше, чем все человеческие слова. Литература: О. В. Смирнова «От теории литературы – к практике школьного анализа (методические разработки для 8-11 классов)». Дистанционный курс повышения квалификации. – М., Педагогический университет «Первое сентября», 2010, с.53-65.