Презентация исследовательских работ младших школьников Жизнь села или возрождение души?История одного храма


Исследовательская работа «Мой проект»историко-краеведческого направления «Жизнь села или возрождение души? История одного храма» Работу выполнила: Ястребова Екатерина, ученица 3класса МОУ СОШ с.Сара Сурского района Ульяновской областиРуководитель: Дмитриева Г.В., учитель начальных классов с.Сара 2017 г Как готовились к проекту Какими источниками пользовались? Книги о родном крае Периодическая печать Проводили социологический опрос С обучающимися С жителями села Респонденты учителя Беседа с Дмитриевой Верой Андреевной Встреча с Фроловой Юлией Яковлевной Вовлечённость в деятельность Гипотеза: строительство храма – это жизнь села или возрождение души? Объект исследования: история храма Покрова Пресвятой Богородицы 19-20 веков в селе Сара Сурского района Ульяновской областиПредмет исследования: обработка исторических, краеведческих и архивных документов Что нужно для проекта? Цель проекта: изучить как начиналось возрождение храма,Провести обработку исторических, краеведческих и архивных документов Задачи проекта: Собрать сведения об истории храма, его внешнем и внутреннем убранстве;Проследить его судьбу во время и после Великой Отечественной войны;Проанализировать собранный материал, выделив общие сведения, полученные из разных источников Как планирую обобщить и распространить опыт? 1.Подготовка сообщений «Возрождение храма Пресвятой Богородицы»2.Сбор информации о разрушении старой церкви, о возрождении нового храма, выступление на внеклассных мероприятиях3.Подбор фотографий, иллюстраций, вырезок из газет по проблемной теме4.Оформление школьной выставки «История одного храма»5.Изготовление сувениров и оформление фотогалереи «Село-душа моя»6.Социологический опрос о необходимости восстановления храма7.Презентация «Моё участие в проекте»8.Публикация статей по теме в районной газете «Сурская правда» и «Школьной молве» Почему меня заинтересовал вопрос храма? В настоящее время восстанавливается храм в нашем селе. Сегодня можно свободно говорить о церковных ценностях: существующих и утраченных. Мне дорого всё, что связано с историей нашей малой родины. Многих моих сверстников интересует возведение храма в Саре. Моё исследование, надеюсь, прольёт свет на многие вопросы. Оно актуально и своевременно. Очень важно, чтобы мы не были «Иванами, не помнящими родства», поэтому должны обращаться к истокам. Нам, молодому поколению, предстоит то, что когда-то было утеряно. Я пыталась в свою работу некоторую новизну, которая отличала и выделяла бы среди подобных работ. В ходе работы мною были проведены интересные встречи со старожилами села, изучены документальные воспоминания в школьном краеведческом музее, изучены фотографии, которые легли в основу исследования. Исследованием истории храма занимались школьники и ранее, но новым в моей работе стало следующее: собрать воедино весь имеющийся материал по данной теме. Подготовительный этап: Немного из истории…Данная, исследовательская работа повествует об истории создания, а главное об истории возрождения храма моего родного села Сара. Речь идет о храме Пресвятой Богородицы, который начал создаваться в 19 веке силами местных богатых людей. Из архивных данных книги Н.Баженова храм в саре был построен госпожой Марией Саврасовой в 1835 году. Но в ревизской сказке от 25 января 1834 года Симбирской епархии Алатырского уезда села Сара однокомплектной Никольской церкви указывается количество священниоцерковных служителей. Называются их имена-священник Василий Никитин, дьяконы Семён Леонтьев и Семён Никитин. Так что же, они служили под открытым небом? Значит, церковь в Саре построена значительно раньше 1835 года. К сожалению, архивные данные по этому поводу отсутствуют.   Исследовательский этап: Далёкое прошлое нашей церкви: церковь в Саре была построена добротно, на века. Храм был полукаменный (деревянный осмирик), престолов три: главный(холодный) в честь Покрова Пресвятой Богородицы и в пределах(тёплый): в правом в честь Сретения Господня и в левом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Поэтому праздники Покров и Никола в селе считаются до сих пор престольными. Церковь 19 века Церковной земли имелось: 33 десятины пахотной и сенокосной, 1 десятина усадебной. Служителей три: священник, диакон и псаломщик. Священник жил в церковном доме, а остальные в собственных домах. Все три дома стояли на церковной земле, их маленькая улочка называлась Поповщиной. Домики стояли окнами на восток с красивым видом на Суру. Капитал церкви составлял 1550 рублей 45 копеек. Прихожан в Саре было 1404 мужчины и 1153 женщины. После пожара Дом на Поповщине, в котором жил священник, а потом в нём жила семья Тарасова Александра Семёновича. Дочь Тамара. 1955 г В 1869 году после большого пожара пострадала и церковь. Потом восстановлена на средства прихожан, второй раз церковь сгорела в 1925 году. Каменная церковь уцелела, сгорели деревянные перекрытия. Упал с колокольни огромный колокол весом 200 пудов, но остался целым. После того, как храм был восстановлен, колокол поднимали всем селом канатами. Деревянный пристрой церкви построили заново. Церковь на самом красивом месте Церковь стояла на самом красивом месте села, в центре на возвышенности, её купола были видны за несколько километров. Около церкви была ровная площадка, с которой хорошо просматривались зеркальное русло Суры и Засурья. Церковный двор был обнесён добротной оградкой из кованного узорчатого железа. По всему периметру ограды высились могучие деревья, главным образом вязы. Ограда украшена шарообразными фонарями. С восточной стороны церкви было место захоронения священнослужителей и знатных людей из числа дворянства и управителей села.С западной стороны были большие двустворчатые ворота. На колокольне церкви было пять колоколов.В пасхальные и праздничные дни плыл над Сарой малиновый звон. Воспоминания очевидцев Как вспоминал старожил села Думовов Иван Сергеевич, отец которого, Думовов Сергей Степанович был служителем церкви, проповедником Евангелия, во время гонения был арестован и отправлен в тюрьму Самары. После о нём было ничего не известно. Воспоминания очевидцев А какое было убранство алтарей! Красота живописи, сладостное пение, благоухания, священная важность и таинственность обрядов изумляла прихожан. Старожил села Мамонов Михаил Иванович, дедушка Мамонова Николая Ивановича, который был регентом и руководил церковным хором, а прадедушка Мухин Константин Никифорович-церковный староста. Действительно, церковь была видна за несколько километров с другого берега реки Воспоминания очевидцев Леванов Яков Дмитриевич был сторожем в церкви, об этом рассказал его сын Леванов Владимир Яковлевич, самый старый житель нашего села, ему 97 лет. Богослужения проходили по праздникам, выполнялись религиозные обряды: причащение, соборование, погребение, исповедание, венчание, служили молебны о здравии и упокоении. Церковь скрепляла семейные брачные узы венчания. Обряд венчания проходил торжественно, давался обет верности, церковь выдавала свидетельство о браке-обыск брачный Воспоминания очевидцев Гонения на церковь в 30-е годыНачались гонения на церкви и священнослужителей. В 1932 году была провозглашена безбожная пятилетка. Ставилась задача к 1 мая 1937 года имя Бога должно быть закрыто. Коммунистов и комсомольцев заставили убрать в домах иконы, запретили крестить детей. Вопреки протестам жителей села в начале 1931 года церковь в Саре закрыли.Беспощадно расправлялись с церковным имуществом:иконы выбрасывали, топтали ногами, сжигали на кострах. Тоже делалось с церковными книгами, крестами куполов. Воспоминания очевидцев Великомученик и целитель Пантелимон. Хранится у Костиной Евгении Дмитриевны Толпы людей бросались в огонь забирали уцелевшие иконы и книги домой, прятали хранили долгое время. В ходе исследования удалось найти людей у которых хранятся иконы, они передавались по наследству детям. ВОСПОМИНАНИЯ ОЧЕВИДЦЕВ Здание церкви сохранили. В помещениях сделали зерносклад и сушилку. Колокола продолжали оставаться на церкви. В 1938 году четыре малых колокола были сброшены и отправлены на переплавку. В 1942 году по негласному приказу Сталина весь металл необходимо было переплавить для изготовления пушек, так как не хватало металла. При падении купол разбился, куски погрузили в машину и отправили в неизвестном направлении. Рассказывают, что снимал кресты и колокола с церкви коммунист, житель села Монахов Яков Михайлович. Говорят, после этого события жители по ночам слышали внутри церкви людской плач, жутко было проходить мимо. Илия Пророк 50- годы прошлого столетия После Великой Отечественной войны церковь стали ломать. В голову не приходило что творят великое зло. Руководителями разрушения были коммунисты села (Монахов Яков Михайлович(на фото), Селова Мария Ивановна, Мехова Мария Михайловна, Пищулина Ульяна Николаевна). Выгоняли жителей из домов, чтобы они ломали церковь. В 1960 году церковь полностью была разрушена. Стараниями местных жителей был стёрт с земли ценнейший памятник архитектуры 20 века. Фундамент вместе с землёй вывозили на улицы для выравнивания дорог, которые были устланы костьми и черепами людей захороненных около церкви. Мысль о постройке храма… Нет церкви, нет Бога, пропала вера в душах людей. Так долгих 80 лет люди ходили в Великие праздники в соседнее село Иваньково Чувашской Республики, чтобы окрестить детей, отстоять обедню, повенчаться. Несколько лет жители пытались возродить духовность, поднимали вопросы о строительстве храма в селе, но видимо не находились такие люди, которые могли осуществить мечту! Возрождение духовности Нашлись такие люди !Бывший глава Сарского поселения Умрик Иван Данилович и Воробьёва Галина Валентиновна собрали небольшую группу единомышленников, в которую вошли Кочнева Лидия Ивановна(директор школы), Морозова Вера Владимировна(председатель Совета Ветеранов), Волгушова Евгения Кузьминична(бывший учитель истории), Дельцова Евгения Яковлевна(фельдшер). Провели сход граждан, решили вопрос о начале строительства храма. Умрик Иван Данилович. Закладка фундамента Возрождение храма Пресвятой Богородицы Началось с установки Поклонного Креста на месте бывшей церкви. Чтобы начать строительство храма нужно получить благословение Митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана. В августе 2014 года Умрик Иван Данилович, Воробьёва Галина Валентиновна, Кочнева Лидия Ивановна отправились в Епархию в г. Ульяновск для получения благословления. Благословение Благословение было получено и 08.09.2014 года был выдан документ о регистрации местной религиозной организации православного прихода храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы С божьей помощью всем миром! Первая спонсорская помощь Закладка фундамента Начало всех начинаний Поклонный Крест на месте старой церкви Храм будет!!! Храм Пресвятой Богородицы сегодня Обобщающий этап: Работая над проектом, мы обратились с интересующим меня вопросом по теме проекта «Жизнь села или история одного храма?» к жителям нашего села, учителям, обучающимся нашей школы. Из 23 опрошенных респондентов, встретившихся на центральной площади Сары – 23 человека дали утвердительный ответ о необходимости церкви на селе, 15 учителей нашей школы на 100% уверены, что село живо пока есть в человеке духовность, в том заслуга церкви, более 80% учителей посещают храмы с разными целями, из всех 74 опрошенных 70% согласны с утверждением что церковь необходима, 5 % утверждали что это дань моде, 15% не задумывались над вопросом, 10% не интересуются вопросом. Наш опрос представлен в диаграмме Показатель социоопроса Панорама возрождения Внутренее обустройство Будущий храм Завершение строительства Купол доставлен Возведение Благословление Урок о библии с одной из основоположниц возрождения храма Кочневой Л. И. Из личной коллекции Кочневой Лидии Ивановны Начало и продолжение работ Заключение История наших храмов-это история родного края. Знание истории малой родины помогает лучше понять историю нашей страны, крепче любить родную землю. История убедительно свидетельствует-церкви на Руси имеют огромное значение, выполняя духовные, культурно-просветительские, хозяйственные функции. Церковь-духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. В государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом». Хочу обратиться ко всем, кто услышит: «Люди русские! Храните православную веру! Вера должна быть в душе каждого человека, а добро-главной частью нашей жизни! А храм-главным центром духовности! Гипотеза подтвердилась! Строительство храма - жизнь села и возрождение души Храм божий на горе стоит Спасибо за внимание