ПрезентацияМетоды и приемы организации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанников


Методы и приемы организации ситуации успеха, как одно из направлений повышения социализации воспитанниковПодготовила: воспитатель Воробьева О.А.2015 г. Особенности успеха: с одной стороны – успех – это сугубо личностное, индивидуальное переживание радости; с другой – коллективная оценка достижений личности. Всякий ли успех можно считать успехом? Если ребенок радуется своим достижениям, не успокаивается на них, стремится к новым высотам, других радует – стоит ли беспокоиться? В некоторых случаях – стоит. Важно, чтобы успех не был нужен лишь для внешнего эффекта или не превратился в самоцель. Ситуация успеха это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Дети, поступающие в нашу школу - интернат, как правило, имеют низкую степень социальной нормативности; искаженность ценностных ориентаций и мотивов поведения; неадекватный возрасту уровень знаний, заниженную самооценку, наличие эмоционального напряжения, агрессии и др. ( Паша К. - агрессивное отношение к другим детям. Как показывает практика, если ребенок то и дело терпит неудачи, то от его уверенности в себе не остается и следа, мотивация пропадает, и ребенок привыкает к неудачами. Он убежден в том, что не способен решать стоящие перед ним проблемы и все больше отходит от поиска любви и самоуважения. Крушение этого светлого детского оптимизма, пожалуй, самая серьезная проблема социализации и адаптации ребенка в обществе, поэтому методы, используемые педагогом, должны вызывать у ребенка радость познания, радость творчества, радость общения. Это и определяет главный смысл успешной социализации: создать каждому ребенку ситуацию успеха. Методы организационно-практической деятельности Словесные:Педагогическая оценка, поощрение, Авансирование возможностей (эмоциональная установка на успешность ребенка) ВопросыУказания, ОбъясненияПоясненияОбщение шепотом.Практические:Упражнения (подражательные, конструктивные,творческие)Показ работы ребенка всей группеСоревнование«Раскрыть тайну»: приемы: загадки, загадочные слова, фокусы, эксперименты, опыты, исследовательские задачиОбщение жестам Наглядные:Наблюдения (рассматривание предмета, картины, игрушки):приемы: показ способ действийЗначки- схемы (помощь в сохранении дисциплины)Призы- поощрения Игровые:Игры-путешествияИгры-инсценировкиИгры- драматизацииДидактические игры (настольно-печатные, словесные) Все наши мероприятия носят воспитательный характер и повышают социализацию учащихся через создание ситуаций успеха. Так в период пребывания учащихся в школе - интернате воспитатели активно работают над раскрытием творческого потенциала каждого учащегося, прививают любовь к искусству, постоянно создают для ребенка ситуацию успеха, фиксируя внимание на позитивных результатах, укрепляя тем самым его веру в себя. Банк ситуаций успехаУсловия создания ситуации успехаДоброжелательность окружающих: расположенность сидящих, улыбки, дружеские подбадривания, ожидание исполнения и интерес к будущему результату – все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх пред неудачей, инициирует активность субъекта. Снятие страха– особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Поэтому педагог говорит: «Это совсем не трудно… Если даже не получится, ничего страшного, мы поищем другой способ…» или же «Мы все тебе поможем». Скрытая инструкция- это завуалированная помощь человеку, который должен научиться обходиться без помощи, полностью опираться на свои ресурсы. Педагог говорит: «Ты помнишь, конечно, что лучше начать с…» или «Обычно удобнее приступить с…», или же «Здесь, вероятно, главное…». Скрытая инструкция инициирует представление в сознании ребенка, он видит ту картинку предмета, который должен сложиться в ходе его деятельности. Данное представление дает основание для самостоятельных шагов субъекта. Авансирование: оглашение достоинств, которые еще не успел проявить человек, но которыми его наделяют окружающие. Например: «У тебя, такого умного (сильного), непременно получится…»Персональная исключительность: «Только ты и мог бы…; именно на тебя у нас большая надежда». Данная операция возлагает ответственность, мобилизуя субъекта.Педагогическое внушение – интонационно насыщенный, мимически оформленный способ убеждения воспитанника в большой вере в него. Этот элемент целиком зависит от педагогической техники, меры её развитости у конкретного педагога. Оценка продукта деятельности ребенка.Она определит, переживает ли (все-таки) ребенок радость успеха. Оценивание должно быть детальное, а не целостное: «Особенно удалось тебе…», «Больше всего мне нравится, как ты…», «Поражает такой фрагмент…». Приемы создания ситуаций успехаЭмоциональные поглаживания Воспитатель на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами».Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию воспитатель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материализовать. Прием «следуй за нами». Для младшего воспитанника воспитатель находит интеллектуального спонсора. Спонсор — значит обеспечивающий за свой счет, бескорыстно, безвозмездно, не связанный никакими требованиями, принуждениями.Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих. Прием «Отсроченной отметки». Отметка выставляется лишь тогда, когда ребенок заслуживает либо положительную, либо повышенную отметку. Не следует при этом путать с оценкой! Отметка — зафиксированная оценка. Оценка может быть разной, она нужна всегда и обязательно. А отметка лишь тогда, когда она говорит о движении вперед, о достижении ребенка. Не следует торопиться с плохими отметками, ребенку нужно дать шанс!Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении воспитателя разбудить мысль воспитанников, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.). Действия воспитателя, обеспечивающие ситуацию успеха:Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.Проявляйте интерес и великодушие к своим воспитанникам.Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»Аргументируйте необходимость ваших действий; ту отметку, которую вы даёте воспитаннику.Оценивайте действия воспитанников с акцентом на детали.Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им свое мнение.Не высказывайте недовольство воспитаннику при всей группе, не применяйте угрозы.Помните, что вы, как педагог, формируете личность воспитанников и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу. Спасибо за внимание !