СИСТЕМА УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО ПО ТЕМЕ «Сложение и вычитание десятичных дробей». 5 КЛАСС


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»В ФОРМЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СТАЖИРОВКИСИСТЕМА УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОООПО ТЕМЕ «Сложение и вычитание десятичных дробей».5 КЛАСССтажер:Лазуткина Оксана ВладимировнаУчитель математикиМБОУ СОШ «Школа №30»г.о. БалашихаАвтор виртуальной стажировки:Алексеева Елена Евгеньевна,преподаватель кафедрыматематических дисциплин АСОУ2016Кафедра математических дисциплин ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ЭССЕЦель прохождения стажировки: развитие профессиональных компетенций в конструировании уроков математики в условиях реализации ФГОС ОООЗадачи прохождения стажировки: изучить теоретические основы, получить новые знания, совершенствовать уже имеющиеся знания и умения в конструировании карты темы урока, систематизировать ЗУН по данной теме.Планируемые результаты: умение составлять карту изучения темы на более высоком профессиональном уровне.Тема практико-значимой работы: «Сложение и вычитание десятичных дробей»Задачи, стоящие перед учителем при конструировании системы уроков: -уметь четко определять типы уроков и их последовательность, -четко представлять конечный результат прохождения темы, -определять взаимосвязь целей и УУДЕ.Е. Алексеева2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ«Сложение и вычитание десятичных дробей»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ параграфаСодержаниеКол-во часовХарактеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)Глава 4. Десятичные дроби44Понятие десятичной дроби. Чтение и запись десятичных дробей1Знакомятся с понятием десятичная дробь. Читают и записывают десятичные дроби. Представляют десятичные дроби в виде обыкновенных и наоборотУмножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.2Знакомятся с правилами умножения и деления десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д. Выполняют умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д.Перевод величин из одних единиц измерения в другие2Знакомятся с правилами перевода величин из одних единиц измерения в другие. Переводят величины из одних единиц измерения в другие.Сравнение десятичных дробей3Знакомятся с правилами округления десятичных дробей. Сравнивают и округляют десятичные дроби. Строят на координатном луче точки, координаты которых выражены десятичными дробями. Выполняют обратную операциюСложение и вычитание десятичных дробей5Знакомятся с правилами сложения и вычитания десятичных дробей. Выполняют сложение и вычитание десятичных дробей. Применяют переместительный и сочетательный законы арифметических действий при сложении десятичных дробей. Проводят несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел. Анализируют и осмысливают тексты задач, в которых данные и искомые величины выражены натуральными числами, обыкновенными или десятичными дробями; осуществляют переформулировку условия, извлекают необходимую информацию, моделируют ситуацию с помощью схем, рисунков, реальных предметовКонтрольная работа №7 по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Перевод величин. Составление математической модели»1Применяют теоретический материал, изученный на предыдущих уроках при решении контрольных вопросовЕ.Е. Алексеева3 ТАБЛИЦА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Сложение и вычитание десятичных дробей» (фрагмент)Е.Е. Алексеева4{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формулировка обобщённых целейФормулировки учебных задач,с помощью которых достигается обобщённая цельСредства обучения теме (средства помощи)цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:базовомуглублённомЦ1: приобрете-ние УИ, формирова-ние ПУДа) сравнивает решение задач из учебника и данных задач, выбирает задачи, приводящие к необходимости введения нового множества чисел;б) анализирует решение задач в учебнике, и сравнивает их решение с готовым алгоритмома) решает практические задачи, приводящие к необходимости расширения известного множества чисел;б) обобщает решение задач одного типа и составляет алгоритм, используя пустую блок-схемуа) Алгоритмы выполнения действий с десятичными дробями, б) прием саморегуляции для выполнения заданий : «Вычислите»,в) прием решения текстовых задач арифметическим способомЦ2: контроль усвоения теоретического мтериалаа) называет: десятичные числа по их виду; компоненты действий, результаты; виды величин и взаимосвязь между ними; б) проговаривает алгоритмы: выполнения сравнения, сложения и вычитания, а также округления десятичных дробей; прием саморегуляции при выполнении заданий типа: «Вычислить»; в) формулирует законы и правила сложение и вычитание десятичных дробей; нахождения неизвестных компонент, с использованием конкретного приема; г) рассказывает краткие сведения из истории возникновения десятичных чисел д) называет: классификацию числовых множеств (десятичных чисел); некоторые свойства числовых множеств (десятичных чисел);а) Алгоритм выполнения действий с десятичными дробями, б) прием саморегуляции для выполнения заданий : «Вычислите»,в) прием решения текстовых задач арифметическим способомЦ3: применение знаний и умений по темеуметь: а) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий типа «Вычислить» 1-го уровня сложности с помощью таблицы; б) решать простейшие текстовые задачи арифметическим способом, с помощь таблицы; г) составлять простейшие текстовые задачиуметь: а) использовать прием саморегуляции для выполнения заданий типа «Вычислить» 3-го уровня сложности; б) решать простейшие текстовые задачи 3-го уровня сложности; г) составлять простейшие текстовые задачи по данному буквенному выражению; а) Алгоритм выполнения действий с десятичными дробями, б) прием саморегуляции для выполнения заданий : «Вычислите»,в) прием решения текстовых задач арифметическим способом ТАБЛИЦА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Сложение и вычитание десятичных дробей» (фрагмент)Е.Е. Алексеева5{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Формулировка обобщённых целейФормулировки учебных задач,с помощью которых достигается обобщённая цельСредства обучения теме (средства помощи)цель считается достигнутой, если Вы на уровнях:базовомуглублённомЦ4: формирова-ние КУДЦ 4: а) работаете в группе, оказываете взаимопомощь, рецензируете ответы товарищей; б) организуете взаимоконтроль, взаимопроверку и др. на всех этапах учебно-познавательной деятельности (УПД) по выполненным заданиям предыдущих уровней с обоснованием; в) оказываете помощь, работающим на предыдущих уровнях; г) осуществляете поиск информации для подготовки письменного сообщения и устного выступления в соответствии с изучаемой темой, используя правила коммуникативного взаимодействияприёмы контроля, оценки; таблица коммуникативной компетентностиЦ5: формирова-ние общих ПУД и РУДЦ 5: а) выбираете уровни достижения целей и формулируете цели своей учебной деятельности; б) выбираете задачи и решает их; в) осуществляете самопроверку с использованием образцов, приёмов; г) составляете контрольную работу для своего уровня усвоения; д) оцениваете свою итоговую деятельность по данным объективным критериям; по собственным критериям, сравнивая их с объективными критериями; е) делаете выводы о дальнейших действиях, планирует коррекцию учебно-познавательной деятельностиприёмы саморегуляции УПДСокращения: (УИ - учебная информация; ПУД – познавательные; КУД – коммуникативные; РУД – регулятивные учебные действия, УПД - учебная познавательная деятельность) КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Сложение и вычитание десятичных дробей» (фрагмент)Е.Е. Алексеева6{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Блок I. ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА И ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (ТАБЛИЦА ЦЕЛЕЙ)№ УРОКА12345678ЦЕЛЬ УРОКАЦ1,2,3Ц1,2,3,5Ц1,2,3,4Ц1,2,3,5Ц1,2,3,4Ц1,2,3,5Ц1,2,3,4Ц1,2,3,4СОДЕРЖАНИЕ§ 38§39§ 39§ 40§ 40§ 41§ 41§ 41№ УРОКАЦЕЛЬ УРОКАЦ1,2,4,5Ц1,2,3,4Ц1,2,3,4Ц1,2,3Ц1,2,3,5Ц2,3,5СОДЕРЖАНИЕ§ 42§ 42§ 42§ 42§ 42Контрольная работа №7 КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Сложение и вычитание десятичных дробей»(фрагмент-продолжение)Е.Е. Алексеева7{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Блок II. БЛОК АКТУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯЗНАЮТПереместительное и сочетательное, свойства сложения свойство сложения вычитания числа из суммы, свойство вычитания суммы из числа. Таблицу разрядов, запись десятичных дробей.Определение десятичных дроби, правило чтения и записи десятичных дробей, определения: десятичных дробей, правила сравнения и округления десятичных дробей; правила сложения и вычитания десятичных дробей, приём решения текстовых задач. УМЕЮТУравнивать число знаков после запятой, сравнивать, складывать, вычитать и округлять десятичные дроби, решать текстовые задачи, представлять десятичную дробь в виде суммы различных слагаемых, отмечать десятичные дроби на координатном луче.Блок III. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЗНАЮТсложение и вычитание десятичных дробей УМЕЮТ применять полученные знания для решения текстовых задачБлок VII. ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ1. История десятичных дробей, 2. Вездесущие десятичные дроби, 3. Десятичные в моей жизни, 4. Произвольно выбранная тема. КАРТА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «Сложение и вычитание десятичных дробей»(фрагмент-продолжение)Е.Е. Алексеева8{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Блок VIII. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫПознавательные УУДРегулятивные УУДКоммуникативные УУДЛичностные УУДСравнение, обобщение, конкретизация, анализ; составление схемы определения понятия, подведение под понятие;постановка и решение проблемы при составлении задачиВыбор и принятие целей, составление плана, самоконтроль, самооценка, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить; приёмы саморегуляцииВзаимоконтроль, взаимопроверка, распределение обязанностей в группе, умение слушать, выступать, рецензироватьОценка результатов (рефлексия) своей дятельности деятельности СИСТЕМА УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ПО ТЕМЕ «Сложение и вычитание десятичных дробей» (фрагмент)Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробейНомер урока в теме: 1Цели урока: повторить разрядные единицы десятичных дробей, ввести правила сложения и вычитания десятичных дробей, формировать умение складывать и вычитать десятичные дробиЗадачи урока: создать условия для развития умений складывать и вычитать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби арифметическим способомСтруктура урока: 1. Организационный момент2. Постановка цели и задачи. Мотивация к учебной деятельности3. Актуализация знанийИзучение нового материала.Первичное закрепление нового материалаПервичная коррекция знаний: самостоятельная работа С-42.1УМК И.И.ЗубаревойРефлексия учебной деятельности: Заполнение бланков опросаДомашнее задание: Учебник № 725, 726Используемые электронные ресурсы: url:http//School-assistant.ru/; http://math-prosto.ru/Е.Е. Алексеева9Урок «открытия» нового знания СИСТЕМА УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ПО ТЕМЕ «Сложение и вычитание десятичных дробей»(фрагмент)Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробейНомер урока в теме:2Цель урока: развивать умение складывать и вычитать десятичные дроби, применять переместительное и сочетательное свойство сложения для десятичных дробейЗадачи урока: создать условия для развития умений складывать и вычитать десятичные дроби, решать текстовые задачи, содержащие десятичные дроби арифметическим способомСтруктура урока:1. Организационный момент2. Постановка цели и задачи. Мотивация к учебной деятельности3. Актуализация знаний4. Проверка домашнего задания5.Продолжение изучения нового материала6. Закрепление нового материала7. Повторение: работа в парах с последующей взаимопроверкой8. Контроль и коррекция знаний9. Рефлексия учебной деятельности: Продолжить высказывание об уроке : Мне понравился урок, но…, было трудно, но…, было легко, т.к. …10.Домашнее задание: Учебник № 735, 736Используемые электронные ресурсы:url:http//urokimatamatiki.ru/; http://interneturok.ru/Е.Е. Алексеева10Урок включения нового знания в систему знаний СИСТЕМА УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ПО ТЕМЕ Сложение и вычитание десятичных дробей(фрагмент)Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробейНомер урока в теме:3Цель урока: развивать умение использования законов арифметических действий, решать уравненияЗадачи урока: развивать умение складывать и вычитать десятичные дроби, применять переместиельное и сочетательное свойство сложения для десятичных дробей, решать уравненияСтруктура урока:Организационный момент1. Постановка цели и задачи. Мотивация к учебной деятельности2. Актуализация знаний3. Проверка домашнего задания4.Продолжение изучения нового материала5. Закрепление нового материала6. Повторение: работа в парах с последующей взаимопроверкой7. Коррекция знаний8. Рефлексия, итоги урока:Фронтальный опрос:Какую цель мы ставили по изучению темы? Достигли ли цели? Чему научились? Оцените свою деятельность9. Домашнее задание: № 743,744Используемые электронные ресурсы:url:http//urokimatamatiki.ru/; http://interneturok.ru/Е.Е. Алексеева11Урок рефлексии СИСТЕМА УРОКОВ РАЗНЫХ ТИПОВ ПО ТЕМЕ Сложение и вычитание десятичных дробей (фрагмент)Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробейНомер урока в теме:4Цель урока: Контроль и коррекция знаний по темеЗадачи урока: : создать условия дляСтруктура урока:1. Организационный момент2. Постановка цели и задачи. Мотивация к учебной деятельности3. Актуализация знаний4. Проверка домашнего задания5. Самостоятельная работа С-42.3Творческое задание: Составить задачу на движение с десятичными дробями.6. Самопроверка самостоятельной работы, выявление пробелов в полученных знаниях, решение наиболее интересных задач, составленных обучающимися.7. Рефлексия.8.Домашнее задание.Е.Е. Алексеева12Урок развивающего контроля ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ(по материалам вебинара)1.ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ ПРЕЖДЕ ВСЕГО НУЖЕНО ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ УРОК. ДЛЯ ЭТОГО В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖЕН ИСПОЛЬЗОКАТЬСЯ КАЧЕСТВЕННЫЙ УМК, КОТОРЫЙ ПРОСТ В ПРИМЕНЕНИИ КАК УЧЕНИКОМ, ТАК И УЧИТЕЛЕМ. КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС, СОЗДАННЫЙ ПО ЕДИНОЙ МЕТОДОЛОГИИ, ПО ЕДИНЫМ МЕТОДИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ И ТЕХНОЛОГИЗАЦИЮ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.ФУНКЦИОНАЛЬНО ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ВСЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ПСИХОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. УМК ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ ВЕСЬ СПЕКТР УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ КАК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ТАК И ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ.2.В ПЛАНИРОВАНИИ УРОКА НЕОБХОДИМО ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ, СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ, КАЧЕСТВЕННО ПЛАНИРОВАТЬ ВСЕ ЭТАПЫ УРОКА И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УЧЕТОМ ИХ УРОВНЯ ЗНАНИЙ.3. ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ НЕОБХОДИМО ТЩАТЕЛЬНО ПРОГРАММИРОВАТЬ МАТЕРИАЛ, ОЧЕРЕДНОСТЬ ЗАДАНИЙ.4. НА УРОКЕ ДОЛЖНА БЫТЬ КОМФОРТНАЯ ОБСТАНОВКА, ПРИЯТНЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ.5. НЕОБХОДИМО ПЛАНИРОВАТЬ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИФОРМИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ ВСЕХ УУД, -ФОРМИРУЮЩИЕ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, ПОДТАЛКИВАЮЩИЕ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИНТЕРЕС К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА.Е.Е. Алексеева13 ХАРАКТЕРИСТИКАОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ(по материалам конференции)ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В ШКОЛЕ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЦЕЛЫЙ РЯД ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, КОТОРЫЙ ОБЯЗАН СООТВЕТСТВОВАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СТАНДАРТАМ. Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение учащихся разных возрастных категорий в активную учебно-познавательную деятельность. Нацеленность процесса обучения на формирование приемов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход .В стандартах второго поколения отмечается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование УУД, которые являются инвариантной основой учебно-воспитательного процесса и направлены на обеспечение способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, а также способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих воз-можностей в процессе обучения математике зависит от способов организа-ции учебно-познавательной деятельности учащихся и позволяет не только обучать математике, но и активировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, формировать социальный статус мате-матических знаний Е.Е. Алексеева14 Е.Е. Алексеева15 Формирование образного мышления учащихся – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Математика даёт реальные предпосылки для развития образного мышления, задача учителя – полнее использовать эти возможности при обучении детей математике. В обучении математике велика роль текстовых задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. В результате анализа содержания РО учащихся при обучении алгебре сформулированы принципы организации уроков планирования изучения темы: 1) принцип опоры на субъектный опыт обучающегося; 2) принцип установления «субъект-субъектных» отношений; 3) принцип личностного целеполагания. Обучение диалогу и обучение с помощью диалога становятся наибо-лее актуальными вариантами взаимодействия участников процесса обучения. В связи с этим актуальными являются вопросы содержания, структуры учебного диалога, возможностей использования его в образовательном процессе, выявления способов, приёмов и правил ведения такого диалога. В зависимости от поставленной учебной задачи можно различать следующие виды учебного диалога: обучающий и контролирующий. Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы.