Материалы итогового контроля знаний по дисциплине Русский язык и культура речи


Материалы итогового контроля знаний по дисциплине «Русский язык и культура речи» (письменная контрольная работа) Преподаватель - зав. кафедрой культурологии и филологических дисциплин СПО КБГУ Бербеков Б.Ч., кандидат филологических наук, доцент Вариант 1 1. Дать определения и привести примеры понятий:многозначность слов (полисемия);синонимия;омонимия;антонимия;паронимия.2. Распределить следующие слова на группы с положительной и отрицательной экспрессивной окраской: похождения, подвиги, преступление, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество. Вариант 2 1. Дать определения и привести примеры понятий:фразеологизм;пословица;поговорка;крылатые слова и выражения.2. Исправить предложения, используя синонимы; устранить повторение однокоренных слов: а) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.в) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.г) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.д) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был охвачен огнем. Вариант 3 1. Дать определения и привести примеры понятий:неологизмы ( лексические и семантические);заимствованные слова;историзмы;архаизмы.2.Подобрать антонимы к прилагательным в следующих сочетаниях:а) низкие цены, низкое сословие, низкий поступок, низкий поклон;б) общее мнение, общая кухня, общий наркоз, общее представление;Составить с ними предложения. Вариант 4 Что такое тропы? Дать определения и привести примеры тропов:метафора;метонимия;синекдоха;аллегория;сравнение;эпитеты.2. Составить предложения со следующими синонимами: показать, описать, представить, изобразить, обрисовать, создать образ, нарисовать. Вариант 5 Дать характеристику лексике ограниченного употребления и привести примеры понятий:термины;профессионализмы;диалектные слова;жаргонизмы.2. Составить предложения со следующими омонимами: среда (день недели) – среда (общество, окружающая обстановка); повод (предлог, причина) – повод (ремень); свет (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) – свет (земной шар, Земля со всем существующим на ней). Вариант 6 1.Описать лингвистические словари: фразеологический, синонимический, омонимов и антонимов.2.Составить словосочетания со следующими паронимами: а) удачный – удачливый; д) обидный – обидчивый;б) понятный – понятливый; е) бережный – бережливый;в) соседний – соседский; ж) эффектный – эффективный;г) хозяйский – хозяйственный; з) представить – предоставить Вариант 7 Раскрыть содержание понятий «язык» и «речь»; в какой взаимосвязи они находятся.Расставить пропущенные -Н- или -НН- в словах:свежемороже…ые овощигруже…ая баржафарширова…ый перецсмышле…ый малышслома…а ребенкомискуса…ый комарамиброше…ый каменьвытка…ый ковер Вариант 8 Какое содержание вкладывается в понятие «чистота речи»?Дать определение понятия «фразеологизм». Объяснить происхождение устойчивых словосочетаний:калиф на часлебединая песнясжечь кораблиисчадие адапрокрустово ложев поте лица Вариант 9 Дать определение понятия «синонимы». Привести возможно большее количество синонимов к данным словам:Говорить – Смеяться –Радоваться – Грустить –Жить –Умереть –Лицо –Глаза –Ловкий –Медленно – Вариант 10 Дать определение понятия «норма литературного языка». Привести характерные особенности нормы.Раскрыть скобки. Вставить пропущенные буквы. Обозначить корни с чередующимися гласными. Подчеркнуть слова с разделительным -Ь-. Ноч(?) кон(?)чилась. Хищ(?)ные ноч(?)ные птицы и…чезли. Проснул-ся ч…порный тетерев. Первый же луч(?) солнца подн…мает и другихп…ернатых, которые распол…жились ра ноч(?)лег в густых зар…сляхм…лины и крыж…вника. По…вляются бабочки. Их ж…лтые с ч…рнымкрыл(?)я хорошо заметны на яркой зелен… р…стений. Тиш(?) летнего утра наруша…т ласковый ш…пот руч(?)я.