Презентация для педагогов на тему: «Вопросы психологической подготовки к Единому государственному экзамену».


Презентация для педагогов на тему: «Вопросы психологической подготовки к Единому государственному экзамену». «Лучшие уроки дают экзамены». педагогог-психологоМКОУ СОШ №18 п.Загорский Газарян Д.А. Актуализация. Постановка проблемы. У выпускников 9-11 классов школ на первый план выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением в школе и вузе, так и перспективного – профессионального. Первым шагом на пути личностной самоактуализации является успешная сдача ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ важным является организация знания в памяти субъекта, соотношение вербальных и образных, символических и поведенческих компонентов в процессе запоминания и мышления. Это соотношение нашло отражение в когнитивной теории индивидуальных различий (Айзенка), в изучении механизмов кратковременной и долговременной памяти (С. Стернберг, Р. Аткинсон). Теоретическое обоснование опыта работы. В последнее время в нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это всё художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Основываясь на научных данных, доктор медицинских наук Хахалин Л.Н. отмечает: «Правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает её в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов». Учитывая особенности когнитивного стиля личности и функционального доминирования работы левого и правого полушарий, связанных с ними «предпочтений» в восприятии, интеллектуальных операциях и личностном поведении необходимо строить систему психолого-педагогической подготовки к ЕГЭ. Разминка «Ни один не сдал бы экзамен по собственным произведениям». классик Болеслав Пашковский ……………… «Экзаменов страшится любой, будь он семи пядей во лбу, ведь на экзамене самый глупый может больше, чем самый умный может » ответить спросить Чарлз Калеб Колтон ……………… ………… "Экзамен – лотерея " безвыигрышная Геннадий Малкин ……………………. «На экзаменах те, кому совершенно ответ, расспрашивают тех, кто не может ответить». Уолтер Рали не интересен ……………………. Черты психологического портрета учащегося, необходимые для успешной сдачи экзамена в традиционной форме: Умение выстраивать взаимосвязи в рамках одной темы;Хороший уровень развития устной монологической речи:- связность изложения;- развёрнутая форма ответов;Риск проявления тревожности в ситуации экзамена невысок. Черты психологического портрета учащегося, необходимые для успешной сдачи экзамена в форме ЕГЭ: Умение оперировать существенными, а не второстепенными фактами;Хороший уровень развития письменной монологической речи:- умение работать с тестами;- лаконичность ответа;Наибольший риск возникновение тревожности в ситуации экзамена;Способность к быстрому воспроизведению запомненного материала. Черты психологического портрета учащегося, необходимые для успешной сдачи экзамена в форме собеседования: Хороший уровень развития диалогической речи:- связность и грамотность устной речи;- словарный запас;- правильное звукопроизношение;- знание орфоэпических правил;Умение делать выводы;Способность обосновывать свою точку зрения;Наименьший риск проявления тревожности в ситуации экзамена. Черты психологического портрета учащегося, необходимые для успешной сдачи экзамена в любой форме итоговой аттестации: Эмоционально-волевая и мотивационная сфера личности:Позитивная экзаменационная мотивация;Целеустремлённость;Высокая работоспособность;Конкурентоспособность;Эмоциональная адекватность. Когнитивная сфера личности:Структурированное мышление;Высокий уровень произвольности психических процессов:- внимания (переключение, концентрация);- памяти;Наличие левополушарного учебного стиля; У природы нет плохой погоды…. «Бессмысленно во время дождя ругать тучи….Нужно просто предусмотрительно взять зонтик!» Учёт возрастания доли правополушарных учащихся. Соотношение показателей доминирования полушарий головного мозга учащихся (1996 – 2015г.) Стили умственной деятельности учащихся 9, 11 классов. Словесная Образная Двигательная Эмоциональная Виды памяти (по преобладающей модальности восприятия) Активизировать развитие продуктивных видов памяти учащихся (эмоциональной, образной). Учёт взаимозависимости процессов памяти. Запоминание Сохранение Воспроизведение Информации Учёт ведущей репрезентативной системы восприятия учащихся и педагогов. Визуальная Кинестетическая Аудиальная Развитие эмоционального интеллекта учащихся: позитивной экзаменационной мотивации;гармоничной самооценки;адекватного уровня тревожности. Самооценка 9-х классов. Самооценка 11-х классов. Рефлексия негативная оценка мастер – класса.нейтральная оценка.позитивная оценка. На обратной стороне кружка (в соответствии с выбранным цветом) дайте, пожалуйста, ответ на вопрос:Что хотелось бы использовать в Вашей практической деятельности?Что можно было бы изменить?