Презентация на научно-практическую конференцию школьников Куклы в обрядах и праздниках народного календаря


Куклы в обрядах и праздниках народного календаря.Подготовила: ученица 8 «а» классаКожемякина ВикторияРуководитель : Касаткина Т.В. Обоснование. Каждый по-разному «приходит» к кукле. Меня привлекает разнообразие изготовления кукольных конструкций и их легенды. Игровые, обережные и обрядовые куклы полны интересными технологическими приемами и историей их возникновения. Кроме того, обрядовые куклы легко строятся под систему русского народного календаря. Цель работы. Проследить роль кукол в праздниках и обрядах связанных с народным земледельческим календарём. Задачи.Выяснить взаимосвязь кукол с земледельческим календарем.Определить, каким образом подразделялись куклы в зависимости от сезонных земледельческих работ .Исследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол Народный календарь, как основа кукольного календаря. Универсальный образ куклы хорошо входит в круговорот древнего календаря. Традиционный календарь подразумевает взаимодействие астрономических, растительных, животных и человеческих законов жизни. Сам календарь – это форма физиологии единого Человеко-Космоса, в окружении живого Времени, наделенного собственной волей. Для наглядности такой календарь можно разделить на 4 сектора, каждый из которых соответствует: четырем солнечным фазам, фазам Луны, четырем временам года, четырем стадиям роста и созревания растений, четырем периодам человеческой жизни… Кукла выступает посредником в системе общения между секторами. Как ни странно это звучит, кукла – одно из тактических орудий в битве человека со Временем, в битве со всеми приемами и уловками «военной» науки. Зимние куклы. Кукла «бодняк»(6 января).Ритуальное полено украшали лентами и поливали маслом. По нему гадали о предстоящем годе. Для этого ударяли по горящему полену кочергой. Если сыпали обильные искры, то считали, год будет удачным. «Берестушка» (14 января)У святого Трифона была способность исцелять людей и изгонять беса. Силой своей он смог избавить хлебное поле от вредителей. Кукла связана со сменой язычества на христианство. «Крестец»(19 января)Считалось, что в этот день особенно лютовала нечистая сила, и, спасаясь от нее, суеверные люди рисовали кресты на дверях и окнах, а на колодце ставили куклу крестец, чтобы нечистая сила не забиралась туда и не опоганила воду. При этом нельзя было брать воду до утра следующего дня. Крещение Иисуса Христа в Иордане Иоанном Крестителем произошло в этот день. Весенние куклы «Масленица»(март)Масленицу рассматривали как олицетворение зимы, празднование совпадало с границей перехода от зимы к весне. Уничтожение чучела означало конец неблагополучного периода. Смех, сопровождавший растерзанное чучело, должен обеспечить новую жизнь и новое воплощение. Конь(14 марта).Образ святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы – заведовала весной , могла задержать весеннюю воду. У славян этот день – Овсень малый, начало солнечного цикла. Культ Овсеня связывался с конем. Кукла «грачиное перо» (17 марта- Герасим Грачевник).Подобранные в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом, обеспечивающим владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах. «Лето»( 1 май)Делали соломенное чучело, сажали его на шест и выставляли на пригорке. Вокруг чучела девушки водили хороводы, парни устраивали игрища. Когда заканчивались гуляния, чучело торжественно поджигали с криками: «Лето встречаем, Весну провожаем». Кукла«Плодородие»(май)Это игровая и обрядовая кукла; которую делали весной, когда шли посевные работы. Дети, играя с ней, словно призывали богатый урожай. «Кукушка»(22мая – Никола Вешний)Девушки заранее тайно изготовляли куклу из травы для Троицкого обряда «похороны кукушки». . На Троицу кукушка вдруг умолкает, верили, что может она хорониться в земле до следующей весны. Летние куклы «Русалка»(на Троицу)Русалки могли влиять на погоду, точнее на количество дождей в течение лета. В обряды «проводы русалки» через уничтожение чучела куклы, «зависшая» жизненная неиспользованная сила нейтрализовалась и вновь приобщалась к общей Доле, то есть устранялась причина дисбаланса и возможных природных катаклизмов. «Семик и Семичиха»(июнь, 7 неделя после Пасхи)Куклы олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. «Зернушка»(26 июня – Акулина Гречишница)Сев гречихи сопровождали обрядом, символизирующем трепетное отношение крестьян к дарам земли. Первые горсти отборной гречихи для посева брали из потаенного мешочка, сшитого в виде небольшой куклы. С горстью этой крупы новому урожаю старались передать сбереженные силы кормилицы земли. По традиции после сева устраивали угощение для нищих и убогих, которые приходили к котлам с гречневой кашей со всей округи. Кукла «Купала»(7 июля – день Ивана Купалы)Куклу «Купалу» в женской рубашке топили в воде или сжигали на огне. Так вызывали дождь для вызревшего хлеба и плодов «Кузьма и Демьян»(14 июля – летние Кузьминки) Летние Кузьминки считались традиционным женским праздником. Снимали первые овощи с грядки, на стол подавали растительную пищу, которую готовили и собирали в складчину. «Мокрина»(1 августа)Делали ее в сухое лето, когда земля трескалась от солнечного жара. Женщина, рожденная 1 августа, надевала лучшее синее платье, красные бусы, атласные туфли. С утра несли ей со всего поля колоски, чтобы она отнесла их к воде, а речная вода – к небесной, к большой, а та бы пролилась на землю. «Лето»(14августа- первый спас)В этот день совершают малое освящение воды. «Спас на воде», «Медовый спас». В этот день принято было святить колодцы. В некоторых местностях в этот день отмечали «проводы Лета». Молодежь выносила за околицу ряженую куклу из соломы, где ее топили в реке или разрывали и бросали по ветру. «Дожинки»(28августа – успение Пресвятой Богородицы)Это время окончания жатвы, уборки зерновых. Повсеместно было в обычае оставлять на полосе горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом – «заламывали бороду», пригибали их к земле со словами: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год не оставил нас без урожая». Рядом в землю закапывали печеный хлеб и соль. Осенние куклы Кукла « Андропушка» (сентябрь)На границе лета и осени по календарю совпадает с периодом окончания уборки зерновых культур Кукла «вепсская»(14 октября).С пожеланием плодородия земле на следующий год делали Вепсскую куклу с большой грудью. Кукла «параскева пятница»(10 ноября).Подобно Божьей Матери Параскева была известна, как подательница плодородия земле и скоту. Заключение Таким образом, при помощи использования кукол в обрядах и праздниках происходила обязательная ежегодная профилактика нарушений баланса между крестьянской общиной и окружающим миром. Переход из сектора в сектор сопровождался « плановой генеральной уборкой» и приготовлениями к приему «новых гостей».