Доклад-презентация О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов


Бочарникова Екатерина Юрьевнаг. Комсомольск-на-Амуремарт 2016КГКОУ Школа 1Методическое объединение учителей начальных классовФедеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" 3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.В нашей стране уже 15 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии, и соответствующий закон вступит в силу 1 января 2016 года (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"; далее – Закон № 419-ФЗ). При установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" используются два критерия: "ограничение жизнедеятельности" и "степень расстройства функций организма". Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью .С 1 января 2016 года данный критерий не применяется при установлении группы инвалидности и категории "ребенок-инвалид" – он останется лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации. Группа инвалидности будет определяться в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснутся и порядка установления категории "ребенок-инвалид". Установление степени ограничения жизнедеятельности подразумевает субъективную оценку – оценивается способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. А вот степень выраженности стойких расстройств функций организма уже можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования. В Законе № 419-ФЗ появилось новое понятие: абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Раньше было только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 закона о защите инвалидов).Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия протезирование и ортезирование санаторно-курортное лечение профессиональная ориентация социальная адаптация медицинская реабилитация физкультурно-оздоровительные мероприятия спорт и др. С введением абилитации появилась и индивидуальная программа абилитации инвалида. До этого формировались лишь реабилитационные программы. Программа абилитации разрабатывается и реализуется по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации. Работу над программой абилитации проводит бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ). При этом содержание программы абилитации должно быть доведено до инвалида или его законного представителя в доступной форме. Бюро СМЭ обязаны направлять выписки из индивидуальных программ абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства абилитации (п. 10 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Исполнители должны отчитаться о проведенных мероприятиях перед федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В свою очередь федеральные учреждения медико-социальной экспертизы должны обмениваться сведениями с органами службы занятости в целях содействия занятости инвалидов (п. 2 ст. 1 Закона № 419-ФЗ). Разработчики Закона № 419-ФЗ считают, что данные меры позволят повысить обязательность и эффективность выполнения абилитационных мероприятий, предусмотренных программой. С появлением понятия "абилитация" сотрудники бюро МСЭ должны включать в индивидуальные программы психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию, С 1 января 2016 года появился федеральный реестр инвалидов (п. 5 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). В данной системе содержатся сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельностинарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалидао рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.