Презентация Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода в обучении


Б. Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию -деятельность» «Учебная ситуациякак способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников» ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ«УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Базовые образовательныетехнологии Между обучением и психическимразвитием человека всегдастоит его деятельность образовательная задачасостоит в организации условий, провоцирующих детское действие Учебная ситуация- это особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия. Ситуация помогает: заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности; поставить самостоятельно учебную задачу Учебная ситуация создать можно перевести из учебной задачи Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию: Предмет: математикаТема: единицы измерения времениУчебная задача: выполнить вычитание именованных чисел, например , 8 ч -30 мин=…Учебная ситуация: предлагаем детям задание, имеющее практическое значение, занятие в школе начинается в 8.00, прийти в школу следует за 10 минут до начала урока, дорога до школы занимает 20 минут, не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать. Проектирование учебных ситуаций возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка), специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений), меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя). Виды учебных ситуаций Учебная ситуация целеполаганияУчебная ситуация планированияПроблемная ситуация и ее решениеУчебная ситуация моделированияУчебная ситуация наблюденияУчебная ситуация обучения самоконтролю и самооценкеУчебная ситуация рефлексииУчебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям Ситуация выбор Ситуация неопределенность. зап…вал запивал – пил запевал – пел Ситуация несоответствие хв . cтунРебята предлагают проверить так: Петя – хвост Ира – хвастун Даша – хвастаться Ситуация неожиданность. Сидят на ветке воробьи,Болтают про дела свои,Вспорхнули с ветки воробьи! У доски работают 2 ученика. Запись слов по картинкам 1 ученик 2 ученикСолнце, сердце, лестница. Сонце, серце, лесница. «Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков. - Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол». Ситуация-проблема Класс: 4Тема: «Единицы измерения длины. Километр»Учебная ситуация: Учащимся предлагается повторить известные им единицы измерения длины (см, дм, м), вспомнить соотношения этих единиц. Далее даётся задание измерить этими мерками длину класса. В процессе работы дети выясняют, какими мерками удобно измерять расстояния между предметами в комнате. Учитель ставит вопрос: «Какими единицами удобно измерять расстояния между населёнными пунктами? Какими единицами измеряют расстояния в космическом пространстве, на морских просторах?» Создание учебной ситуации в начале урока - прием «привлекательная цель»; - прием «удивляй»; - прием «отсроченная отгадка»; - прием «фантастическая добавка»; - прием «лови ошибку». Создание учебной ситуации для повторения пройденного пресс-конференция; вопрос к тексту.  -пересечение тем-свои примеры-повторяем с контролем-игровая цель-логическая цепочка Ситуация- тренинг Класс: 4Тема: «Работа с печатным текстом»Учебная ситуация:Берём интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнёр задаёт герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Ситуация- тренинг Класс: 2Тема: «Природная зона.Степь»Учебная ситуация:учащимся после изучения темы, от лица животных, проживающих в степях,предлагается рассказать в каких условиях им приходится проживать, чем питаться и как приспосабливаться к жизни. Создание учебной ситуации для приобщения детей к коллективному сотворчеству - группы получают одно и то же задание; - группы получают разные задания; - группы получают разные, но работающие на один результат задания; - Прием «лови ошибку». Приемы , которые подходят для создания УС в группе «Карусель»«Шесть шляп»«Найди ошибки»«Найди соответствие»«Броуновское движение» Создание учебной ситуации при выборе домашнего задания - особое задание; - творческое домашнее задание; - обсуждаем домашнее задание; - идеальное задание. Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю. Успехов вам в создании учебных ситуаций. «Современный урок – удивление, удовольствие, усилие, успех!»