Разработка фрагмента урока по русской литературе на тему М.Горький Песня о Соколе (8 класс)


Разработка фрагмента урока по русской литературе в 8 классе на тему: М. Горький «Песня о Соколе».Подготовила:Жарова М.О., СШ № 2 г. КокшетауКокшетау 2015 Есть только две формы жизни: гниение и горение.Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.М. Горький «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»(Дж. Лессинга) М. Горький «Песня о Соколе»Ситуация: учебная Текст: повествованиеИзучение текста по аспектам ( в группах с разным уровнем читательской грамотности)
style.rotation
style.rotation
style.rotation Задания 1 уровня (Знание)1. Кто рассказывает песню о Соколе? (Старый крымский чабан Надыр–Рагим-оглы)2. Где находятся Надыр-Рагим-оглы с собеседником? (У берега моря).3. В какое время суток происходит разговор между автором- рассказчиком и Надыр-Рагимом-оглы, что указывает на это? (Поздний вечер, костер, луна)4. Что готовят на ужин рассказчики? (Уху из рыбы)5. Найдите строчку в тексте которая иллюстрирует эмоциональное состояние героев.(И оба находятся в том настроении, когда…)6. О ком рассказывает Надыр-Рагим-оглы?(Сказку о Соколе и Уже)
style.rotation

style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
style.rotation
Задания 2 уровня (Понимание)Дополните кластер, и аргументируйте каждый его компонент.
ppt_y
Дополните кластер, и аргументируйте каждый его компонент.
ppt_y
Задание 3 уровня (Применение)Заполните таблицу:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УжСоколПриродная стихияСреда обитанияФорма жизниОтношение к жизниРечьВывод

ppt_xxshearppt_x Распределить афоризмы, кому принадлежат?(Детям раздаются разрезные карточки с афоризмами){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}СоколУж1. «Я знаю счастье… Я храбро бился!.. Я видел небо!»2. «О, если б в небо хоть раз подняться! О, счастье битвы…»3. «Безумству храбрых поем мы песню»4. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни»1. «Ну что ж небо - пустое место»2. «Летай иль ползай, конец известен; все в землю лягут, все прахом будет3. «Рожденный ползать – летать не может!»4. Земли творенье – землей живу я.
ppt_xxshearppt_x Заполните таблицу-схему с характеристиками героев, понятиями, связанными с этими героями ( примеры ищут в тексте и дополняют обобщенными понятиями), выделить и подчеркнуть ключевые слова.
ppt_xxshearppt_x Задания 4 уровня (анализ)Кого автор подразумевает под образом Сокола и Ужа? (Под Соколом - людей – борцов, для которых идеалом жизни являются действие и борьба.Уж – это обыватели, для которых идеалом жизни является покой.) Какой художественный прием использует автор?Аллегория – иносказательное изображение(Изображая птиц, подразумевает людей, человеческие характеры, взаимоотношения.)Как вы думаете, почему писатель применил этот прием?Аллегория замаскировала политическое содержание «Песни о Соколе», глубоко революционное, будучи высказано прямо, не было бы пропущено цензурой.




5 уровень (синтез)Почему произведение, в котором большое место отводится Ужу, называется «Песня о Соколе»? (Сокол – любимый герой устной поэзии русских и других народов, олицетворение смелости, удали, страсти к свободе. В исторических песнях ясными соколами называли вольных людей. Уж в русском фольклоре – носитель равнодушия, лени, самодовольства, трусости.Как автор относится к героям?(Позиция автора выражается в строках: «Рожденный ползать – летать не может!» - по отношению к Ужу, «Безумству храбрых поем мы славу!» - о Соколе)
style.rotation
ppt_y
style.rotation
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y 6 уровень (оценка)Какую форму жизни выбирает каждый из героев? Встречали ли вы в своей жизни людей, похожих на этих персонажей?Какая из форм жизни наиболее близка вам?Напишите эссе на тему: «Какую форму жизни выбирает современное общество?»

ppt_xxshearppt_x
ppt_xxshearppt_x Спасибо за внимание!
style.rotation