Презентация по психологии когнитивная уязвимость личности


Когнитивная уязвимость личностиЛуканькова М.В.2016 -2017 уч.год Тревожные проявления: они вам знакомы? Когниции (мысли) – вербальные или визуальные единицы в потоке человеческого сознания – связаны с лежащими в их основе убеждениями, установками и представлениями. Когнитивная уязвимость – это то, что мы не умеем делать или чего мы боимся. Именно из-за этого человек подвергается психологическому стрессу или депрессии. Обычно у личности имеется сразу несколько когнитивных уязвимостей. Это связано с тем, что личность формируется когнитивными структурами, которые состоят из основных убеждений.  Когнитивная структура – это структура мыслей, структура убеждений относительно себя, других, мира и своего положения в мире. Она позволяет реагировать человеку определённым образом в определённой ситуации. Убеждения формируются в детстве на основе личного опыта и взаимодействия со значимыми другими.  Когнитивная структура  адаптивная дезадаптивная Когнитивно-бихевиоральные модели «Я слаб, мир опасен» – схема опасностиЗапускает определенные когнитивные процессы искажающие реальность: генерализация тревожного стимула, катастрофизация, персонализация и др. (А. Бек). А.Эллис (1979) выделял два эмоционально-поведенческих стереотипа при тревоге – страх дискомфорта и «Я-страх» Когнитивная модель тревоги по А.Беку Постоянное предвосхищение отрицательных событий («антиципирование» несчастий).Представление о необходимости соответствовать высоким стандартам качества и количества выполняемой работы и убежденностью в собственной некомпетентности (даже когда все хорошо – «Я не справлюсь с этим»). Опасения потерять тех, кто помогает в выполнении этой массы «необходимых» дел.Представление о собственной неспособности ладить с окружающими и страхе быть осмеянными или отвергнутыми в результате некомпетентности. (Beck A.T., Emery G., 1985) Когнитивно-эмотивная теория А. Эллиса:  у людей нет веских причин заставлять себя сверхсильно страдать или переживать эмоциональное расстройство вне зависимости от того, какие психологические стимулы воздействуют на них. Главные иррациональные идеи, вызывающие у людей состояния паники, самообвинения и неуверенности в себе по А. Эллису:Взрослому человеку необходимо, чтобы его любили и одобряли все значимые люди из его окружения.Чтобы считать себя стоящим человеком, я должен быть компетентным, адекватным и успешным во всех отношениях. Несчастья людей обусловлены внешними причинами, и люди не могут повлиять на свои невзгоды и тревоги. Если что-то однажды сильно повлияло на жизнь человека, то сходные события всегда будут вызывать у него одинаковые реакции.Существует единственно правильное решение человеческих проблем, и если это решение не удалось найти, то это катастрофа.Если в жизни избегать ответственности и трудностей, то надо это делать. По теории А. Эллиса можно сделать вывод, что практически всё, что человек делает, он делает потому, что хочет жить и получать удовлетворение от жизни. Целью человека обычно является получение удовлетворения в следующих сферах жизни: от общения с самим собой; от общения с другими людьми; от общения с избранными близкими; в работе и финансах;в других видах деятельности (занятием спортом, играми и так далее). Когнитивная модель Когнитивная терапия основана на принципах теории обучения, предполагающей, что различные типы поведения и сопутствующие им признаки развиваются в результате привычной реакции человека на внешние условия. То есть, определенным образом реагируя на внешний стресс, мы вырабатываем в себе и определенную модель поведения. Когнитивная модель Согласно данным когнитивной психологии, мозг перерабатывает происходящие события (стимулы) в соответствии со схемой, которая хранит представления человека о себе и о внешнем мире, сложившиеся на основе прошлой информации. Схемы организованы в прочные образования (когнитивные установки) и хранятся в долговременной памяти. Часто подкрепляющиеся схемы отличаются высокой стабильностью, их крайне трудно изменить. Когнитивная модель В случае фобий, схемы — это бессознательные структуры, которые отбирают, фильтруют и интерпретируют информацию в пользу изначальной стойкой гипотезы об опасности. Содержание этих схем определяет эмоциональные и поведенческие реакции. Схемы опасности — это стабильные, глубоко укоренившиеся мысленные образования (идеи и представления). Трилогия разума Когниция – обработка информации, аргументация, мышление, узнавание, познание, память, пониманиеКонация – целенаправленное действие, мотивация, воля, инстинкты, желанияАффект – эмоции, чувства, настроение Осознание правил неадекватной обработки информации и замена их более адаптивными – такова главная задача психотерапии в когнитивной сфере Когнитивно-поведенческая психотерапия – это активный, директивный, ограниченный во времени, структурированный подход. В основе данного подхода лежит теоретический посыл, согласно которому эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он описывает для себя и структуририрует реальность. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта. Когнитивные техники направлены на выявление и проверку ошибочных представлений и дезадаптивных умопостроений. В ходе терапии пациент обучается производить высоко специфичные операции, а именно: Отслеживать свои негативные автоматические мысли (представления);Распознавать взаимосвязь между собственными мыслями, эмоциями и поведением; Анализировать факты, подтверждающие или опровергающие его представления;Выработать более реалистические оценки и представленияИдентифицировать и модифицировать дисфункциональные убеждения, предрасполагающие его к искажению опыта. Психотерапия опирается на одно простое, но фундаментальное положение, а именно, посредством применения психологических техник поведение человека может быть изменено.А. Бандура (1961) Когнитивно-поведенческая психотерапия – это активный, директивный, ограниченный во времени, структурированный подход. В основе данного подхода лежит теоретический посыл, согласно которому эмоции и поведение человека в значительной степени детерминированы тем, как он описывает для себя и структуририрует реальность. Представления человека (вербальные или образные «события», присутствующие в его сознании) определяются его установками и умопостроениями (схемами), сформированными в результате прошлого опыта.