Мультимедийная разработка по истории Западной России на тему: Восточно — Прусская операция. Штурм Кёнигсберга.


Мультимедийная разработка урока истории Западной России 9 класс Тема: « Восточно – Прусская операция. Штурм Кёнигсберга»Учитель Ступакова Нина Ивановна Урок-экскурсия Урок-экскурсия в «Блиндаж Ляша» с последующим творческим отчетом и фотомонтажом. Эпиграф. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки» — Д.С. Лихачев. Цели: - ознакомление учащихся с военно-исторической операцией «Штурм Кенигсберга» по материалам музея; - формирование практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников (карты-схемы, военные фотографии, дневники, письма, воспоминания, макеты, фотокопии, экспозиции, музейные коллекции, музейные предметы, экспонаты и т.д.); - развитие логического мышления, коммуникативно-речевых умений и навыков; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни;- воспитание интереса, уважения и бережного отношения к культурному и историческому наследию; - воспитание патриотизма.Задачи: научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные источники как часть истории и культуры;- дать возможность использовать полученную информацию при выполнении заданий (составление путеводителя по музею); написание исторического сочинения. Методические приёмы ─ Методические приёмы организации урока: уч ся делятся на группы и получают задания; ответственные в группах получают оценочный лист, где подводят результаты работы каждого своего уч-ся. Ход урока:1. Организация урока:Учитель выступает в роли экскурсовода музея;2. Уч – ся получают творческие задания: составление карты Кёнигсберга; маршруты двух парламентёрских групп; анализ печатных материалов музея; описание экспонатов. Словарь музейных терминовЦентральное ядро словаря составляют базовые понятия музееведения: музей, музееведение, музейный мир, музейный предмет, музейный объект, социальные функции музея, музейные залы, музейный экспонат, музейная редкость , музейный фонд, музейные ценности. Этапы урокаУрок готовится и проводится в 3 этапа:• 1-й этап: учитель предлагает в качестве опережающего задания освоение теоретического материала и терминологии;• 2-й этап - урок непосредственно в музее; • 3-й этап - предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам. Экспозиции музеятрагедия немецкого гражданского населения в период штурма города Кёнигсберга;участие немецких антифашистов в боях за город;судьба немецких военнопленных после окончания штурма города Кёнигсберга и Восточно-Прусской операции;результаты поисков безвестных могил погибших в период боевых действий на территории Восточной Пруссии и увековечивание памяти погибших. Краткая историческая справкаМузей «Бункер» расположен в бывшем немецком одноэтажном железобетонном бомбоубежище, построенном в начале 1945 года. Состоит из двух монолитных блоков, строительный материал – цемент, песок, гранит, стекло. Длина убежища – 42 метра, ширина – 15 метров, глубина – 7 метров. В нем 21 помещение. Сооружение было электрифицировано, оборудовано системой связи, водоснабжения, канализации и подачи свежего воздуха. Открытие музеяВ марте 1945 г. штаб немецко-фашистских войск под командованием генерала Отто Ляша переехал в этот бункер. С этого времени подземное бомбоубежище стало называться командным пунктом генерал Ляша.Музей в этом бункере был открыт в 1968 году. Основная часть экспозиции посвящена штурму города-крепости Кёнигсберг советскими войсками с 6 по 9 апреля 1945 года. Здесь представлены 5 диорам Кёнигсберга периода активных боев по взятию советскими войсками города. Экскурсия Вечером 9 апреля 1945 года, когда бои продолжались только в центре города Кёнигсберга, в бункер, к коменданту немецко-фашистского гарнизона генералу Ляшу советское командование направило две группы парламентеров. Первая группа состояла из трех человек: гвардии подполковника Яновского П.Г., капитанов Федорко А.Е., Шпитальника В.М. Вторую группу фронтовых разведчиков-парламентеров возглавлял майор Круглов А.Я. Письма солдат Обе группы парламентёров участвовали в переговорах с генералом Ляшем на условиях полной капитуляции, после чего благополучно вернулись в расположение советских войск. Но в этом бункере советским парламентерам пришлось пережить тяжелые, драматичные события. Фотография – ещё один источник познания В 2-х помещениях восстановлена обстановка немецкого штаба периода штурма и обороны города Кёнигсберга, а именно: кабинет генерала Ляша и кабинет начальника штаба немецкого гарнизона полковника Зюскинд-Швенди. Здесь побывали обе группы советских парламентеров. Тайный кабинет Творческие работыВыдержка из сочинения ученика:«… взятие Кенигсберга, которое явилось одним из самых важных этапов Восточно-Прусской операции, имело большое значение для истории. Неудача при штурме неизвестно как могла бы повлиять на дальнейшее развитие событий. Неизвестно, закончилась бы тогда война, куда бы покатился мир и где бы сейчас были мы все, если бы, конечно, вообще были. Без взятия этого важного для фашистской германии города-крепости нельзя было двигаться на Берлин и думать о капитуляции Германии. Советские солдаты и офицеры были настоящими патриотами своей Родины, их действия на Прусской земле были верны и решительны. Они самоотверженно сражались за то, чтобы наше великое государство не было стерто с лица Земли. Мы будем верно хранить память об этих ужасных событиях и героических подвигах советских солдат». Давно прошло утрат отчаянье, Но память бережно хранит Красноречивое молчаньеОдетых в бронзу и гранит. Мы позабыть о них не вправе. Пусть пламя чистое горит – Неугасимо говорит. Незабываемый урок