Презентация к докладу Дидактика и методика преподавания


Министерство образования и науки Донецкой Народной РеспубликиГПОУ «Макеевский строительный центрпрофессионально-технического образования имени Ф.И. Бачурина»Дидактика и методика преподаванияРазработал: преподаватель экономических дисциплин Гелюх Л.И. «Для чего человеку учиться?»- духовное развитие, - самосовершенствование, - возможность получения специальных знаний для «удачного» трудоустройства - и другое.Цель учения – получение достоверных знаний Структура познавательного процесса рациональное познание или абстрактное мышление чувственное познание элементыформыощущение, восприятие, представление понятия, суждения, умозаключения результаты - законы, принципы, теории Термин «дидактика» происходит от греческого слова didaktikos – поучительный Принято считать, что этот термин ввел в употребление в 1613 г. немецкий языковед и педагог Вольфганг Ратке.Дидактика - наука об организации учебного и воспитательного процесса Первой фундаментальной работой по теории дидактики стала «Великая дидактика» Яна Амоса Коменского, опубликованная в 1657 г.Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист , писатель, общественный деятель, епископ Чешкобратской церкви, основоположник научной педагогики , систематизатор и популяризатор классно – урочной системы. Дидактика решает следующие задачи: 1) исследует законы и принципы обучения; 2) разрабатывает концептуальные положения, парадигмы образовательного процесса; 3) конструирует образовательные технологии; 4) создает системы диагностики, контроля и оценки полученных результатов; 5) прогнозирует результаты образовательного процесса на основе использования различных концепций. Сократ: «Рождение мысли ученика зависит от организованного учителем диалога» И. Г. Песталоцци:«От смутного созерцания к ясным представлениям и от них к ясным понятиям» Немецкий педагог Э. Мейман сформулировал три закона образовательного процесса:1) развитие индивидуума определяется в преобладающей степени природными задатками; 2) ранее всего всегда развиваются те функции, которые наиболее важны для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка; 3) душевное и физическое развитие ребенка происходит неравномерно Современные дидакты выделили следующие законы обучения: 1. Социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения; 2. Взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; 3. Обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности; 4. Взаимосвязи обучения, воспитания и развития; 5. Целостности и единства образовательного процесса. научностьпринципы обученияСвязь теории с практикойнаглядностьсознательностьдоступностьактивностьсистематичностьпоследовательностьпрочность Знание дидактических законов и принципов необходимо, потому что они – интеллектуальный инструмент для организации образовательной деятельности cтудентаТе, кто владеют дидактикой, могут прогнозировать последствия тех или иных моделей обучения, парадигм и приходить к правильным заключениям и выводам Бенджамин Блум, американский ученый, выделил 6 уровней образовательных целей: 1) Знание 2) Понимание3) Применение4) Анализ5) Синтез6) Оценивание Метод обучения – это способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, направленный на достижение образовательных целейСоставная часть метода – прием. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов обучения. По источнику передачи знаний различают методы: 1) Словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия); 2) Наглядные (иллюстрация материала с помощью плакатов, таблиц, картин, макетов, карт, демонстрация опыта, телепередач, компьютерных программ); 3) Практические упражнения, лаборатор-ные работы, дидактические или ролевые игры. По степени участия субъектов образовательного процесса в создании учебного материала выделяют следующие методы: 1) Академический, при котором знания, навыки передаются от преподавателя к обучаемым в готовом виде, тиражируются; 2) Активный означает «добывание» знаний посредством самостоятельной работы обучаемого; 3) Интерактивный, когда получение нового учебного знания происходит посредством совместной работы участников познавательного процесса. По способу передачи информации в учебном процессе различают методы: 1) Прямое обучение – преподаватель в доступной форме последовательно излагает основные понятия, законы и принципы предмета; 2) Исследование предполагает вовлечение обучающихся в проблемную ситуацию и самостоятельный поиск ответов; 3) Моделирование представляет собой участие в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций; 4) Совместное обучение предполагает работу обучающихся в группах над определенной частью учебного материала. Закончите данную пословицу: Слушаю – забываю, Вижу – запоминаю, Делаю сам – … Какой назидательный смысл заключен в ней? Спасибо за внимание!