Презентация по краеведению Монастыри и храмы г. Арзамас


Храмы и монастыри Арзамаса «Арзамас-городок - Москвы уголок» Часть первая. Монастыри. Спасо-Преображенский монастырьОснован 1556 г. Первым монастырем в городе стал основанный в 1556 году, Спасо-Преображенский монастырь, который сыграл огромную роль в становлении и развитии Арзамаса. Сохранившийся Спасский собор – первое каменное здание города Арзамаса. В последний раз интерьер собора расписывали ученики Ступинской школы в 1867—1887 годах. Всего в монастыре было три храма: кроме главного – теплый в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя великомученика Георгия Победоносца. В обители располагалось Духовное правление, духовные училища (приходское и уездное). Закрытие монастыря, находившегося под непосредственной юрисдикцией Московских Патриархов, произошло в 1929 году. Вид монастыря со стороны Святого озера (фото конца XIX века ). Спасо-Преображенский собор (построен в 1638—1643 годах). Экстерьер и интерьер. Николаевский (Никольский) женский монастырь.Основан в 1580 г. Монастырь был основан около 1580 г. арзамасцем Феофилактом Яковлевым, ставшим священником. В монастыре было два храма (один – в два этажа, с храмом на каждом этаже): первый в честь Николая Чудотворца (1738 г.), второй в честь Богоявления Господня (1811 г.). При монастыре была богадельня, приют для девочек-сирот, школа для насельниц обители. В начале 20 века в монастыре также действовали живописная, белошвейная, золотошвейная, башмачная, вязальная и др. мастерские. Закрыт монастырь был в 1929 г. С 1994 г. в нем возрождена монашеская жизнь. Вид монастыря с Соборной площади (фото конца XIX века).На переднем плане двухэтажная Богоявленская церковь 1811 г. Церковь Николая Чудотворца1738 г. (вид в конце XIX века и начале XXI). Троицкий особный мужской монастырь.Основан в 1626 году. Данный монастырь был известен еще с 1626 г. Основан неподалёку от проезжей Стрелецкой башни кремля, в северной стене, на Духовской горе. «Особным» он именовался по той причине, что его устав не был общежительным, но каждый жил в известной степени «особо». После указа Екатерины II об учреждении монастырских штатов, он был закрыт, а его церкви обращены в приходские. Монастырь на этом месте больше никогда не возрождался. Внешний вид Троицкой, затем переименованной в церковь Сошествия Святого Духа. (построена в 1777 году). Роспись купола в трапезной храма.Выполнена учениками художественной школы под руководством А. В. Ступина. Алексеевская женская община.Основана в 1634 г. Монастырь основан в 1634 г. по указу царя Михаила Федоровича как "царское богомолье". Во время реформы 1764 г. монастырь был упразднен, однако монашеская жизнь, благодаря преподобному Феодору Санаксарскому, в нем не угасла. Формально община сестер подчинялась игуменье Николаевского монастыря. В 1891 г. сестры общины (ок. 500 человек) приняли монашеский постриг, а в 1898 г. настоятельница монахиня Евгения, родственница Патриарха Сергия (Старогородского) была возведена в сан игуменьи. Монастырь был закрыт в 1924 г. В свое время в обители процветало золотошвейное искусство. Вид на монастырь с северо-запада. Слева Вознесенская церковь (1777 г.), справа Успенская (1753 г.). На переднем плане больничная однокупольная церковь в честь Великомученицы Варвары (1826 г.). Введенский монастырь.Основан в 1652 г. Введенский мужской монастырь известен с 1652 года – он расположился вокруг деревянной Введенской церкви, построенной годом раньше в центре города и кремля. С 1689 по 1691 гг. в монастыре подвизался иеросхимонах Иоанн – основатель Саровской пустыни. Каменный храм монастыря – Введенская церковь, строилась с 1692 по 1747 гг. В 1864 г. монастырь постигла участь многих российских обителей – он был упразднен, а храм приписан к Воскресенскому собору. Введенская церковь (1692-1747 гг.). Находилась частично на месте Ленинского сада, частично на Соборной площади. Высокогорская Вознесенская мужская пустынь. В 1716 году в четырех верстах к северу от города арзамасцами обустроился, шестой по счету, монастырь. Включал в себя надвратную колокольню, соборную холодную церковь во имя Вознесения Господня, теплый одноглавый храм в честь Покрова Богородицы (1768 г.). Остатки строений обители сейчас находятся на территории Арзамасской воспитательной колонии в поселке Высокая Гора. Постройки монастыря: колокольня, Вознесенская церковь (1759 г.). Часть вторая.Приходские храмы. Ильинский приход В состав Ильинского прихода входило два храма: холодный в честь Успения Пресвятой Богородицы (именуемый также Ильинским по приделу) и теплый в честь апостола Андрея Первозванного. Известно, что с самого основания Арзамаса на месте современной Ильинской стояла церковь, которая называлась «Никола Чудотворец, что за острогом», ибо находилась за городской стеной. Ильинская церковь 1746 г. (слева) и церковь Андрея Первозванного (1793 г.) Спасский приход В состав данного прихода входили две церкви: холодная в честь Нерукотворного образа Спасителя (1798 г.) и теплая в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1782 г.). Храмы данного прихода располагались к северу от города «на посаде» и отделялись от крепости небольшим оврагом, соединявшимся с речкой Сорокой. Сохранилось его древнее название – «Спас на проломе». Здания находились на месте сквера с памятником К. Марксу по одноименной (ранее Сальниковой) улице. Крестовоздвиженский (Макарьевский) приход В состав прихода входили две церкви: холодная в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня и теплая в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. О существовании Крестовоздвиженской церкви, именовавшейся тогда «Никола в Стрелецкой слободе», известно уже к 1640 г. Слева Крестовоздвиженская (Макарьевская 1682 г.) церковь, справа храм в честь Казанской иконы Божьей Матери (1792 г.). Владимирский (Зосимовский) приход В состав Владимирского прихода входили две церкви: холодная в честь иконы «Владимирской Божьей Матери» и теплая во имя Богоявления Господня. Деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери существовала, вероятно, с начала XVII столетия. Ранее на этом месте стояла древняя Зосимовская церковь, поэтому новую церковь, имеющую соответствующий предел, называли еще Зосимовской. На переднем плане левой фотографии Владимирская церковь (1802 г.), на заднем Богоявленская церковь (1818 г.). Богословский приход В приход входили две церкви: холодная в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова и теплая в честь Входа Господня во Иерусалим. Церкви этого прихода были одними из самых старинных в Арзамасе. Они были построены в самом начале «золотого века». С права Входоиерусалимская церковь (1777 г.). С лева церковь Иоана Богослова (1675 г.). Рождественский приход Приход имел два храма: холодный в честь Смоленской иконы Божией Матери и теплый в честь Рождества Христова. Последний построен по проекту архитектора Константина Тона, автора проекта Храма Христа Спасителя в Москве. Церковь Рождества Христова (1845-1852 гг.).Экстерьер и интерьер. Благовещенский приход Благовещенский приход имел один двухэтажный храм, который существовал в Арзамасе фактически с начала его возникновения. Церковь была украшена позолоченными «через огонь» куполами. Являлась одной из самых богатых церквей города, как по церковной утвари, так и по внутреннему убранству. Благовещенская церковь (1775-1784 гг.). Приход церкви Живоначальной Троицы В состав прихода входила Троицкая церковь (холодная) и Знаменская церковь (зимняя, построена в 1801 г.). В советское время Троицкая церковь была разрушена. Рядом со Знаменской церковью - памятник академику живописи Александру Ступину - основателю первой провинциальной школы живописи в России. С лева Троицкая церковь, с права Знаменская (1801 г.). Воскресенский кафедральный собор Собор строился 28 лет с 1814 года, причем на средства, пожертвованные арзамасцами. Проект собора выполнил Михаил Коринфский (1788-1851), местный уроженец, выдающийся мастер классицизма, ученик известного в России архитектора Андрея Воронихина. Роспись в соборе выполнена учениками школы академика А. В. Ступина. Интерьер Воскресенского собора. Церковь Живописного источника Церковь была построена при Воскресенском соборе в 1794 году. Архитектура ее носит характер барокко с переходом к классицизму. Церковь Живоносного источника, построенная в виде корабля, представляет собой удлиненный прямоугольник. Потолок, соединенный арками, поддерживается восемью колоннами, идущими по четыре в ряд по середине храма. К западной стене церкви примыкает колокольня барочного силуэта, построенная в три яруса. На колокольне находились городские часы. Церковь Живоносного источника (1794 г.).