Презентация урока Уголовная ответственность несовершеннолетних


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ: Образовательные: рассмотрение основных вопросов темыуяснение основных понятий: преступление, наказание, уголовная ответственностьВоспитательные:воспитание культуры трудаповышение правовой культуры формирование коммуникативных навыковРазвивающие:формирование умения мыслить, анализировать фактыформулировать и отстаивать точку зрения СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ: 1) понятие и признаки преступления;2) понятие уголовной ответственности и ее особенности; 3) особенности уголовной ответственности несовершеннолетних и виды наказаний, назначаемых им. СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ: 1) объяснять, какие обстоятельства исключают преступность деяния; 2) различать основания для привлечения к уголовной ответственности; 3)применять полученные знания при решении правовых ситуационных задач. Тип урока: комбинированный с элементами практической деятельности студентовОб о р у д о в а н и е : персональный компьютер, видеопроектор; Уголовный кодекс РФ; карточки с заданиями. ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Понятие и признаки преступления 2. Понятие уголовной ответственности и ее особенности. 3. Понятие и виды наказаний за преступление. 4.Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. 5. Виды наказаний несовершеннолетних. 6. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. 7. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину. 1. ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Преступление – виновное, общественно-опасное деяние, запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания (статья 14 УК РФ). Признаки преступления:1. Общественная опасность (т.е. деяние причиняет вред человеку, имуществу, государству и т.д.) 2. Уголовная противоправность (т.е. деяние запрещено уголовным кодексом) 3. Наказуемость (за совершение этого деяния предусмотрено наказание) 4. Виновность Задание № 1Из предложенных деяний выбрать те, которые попадают под признаки преступления 1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. 2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.4) На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку. 5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба. 6) Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. 7) Подростки курили в туалете школы. 8) Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора. 2. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ. Уголовная ответственность — один из видов юридической ответственности, представляет собой меры принуждения, применяемые государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. 1. Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УК РФ;2. Она отличается жесткими санкциями, которые применяются в судебном порядке; 3. Уголовная ответственность - это государственное принуждение к исполнению права. Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления. По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление, а во-вторых, наказывает его. 3. Понятие и виды наказаний за преступление. Согласно ст. 43 УК РФ наказание — это предусмотренное уголовным законом лишение или ограничение прав и свобод лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Видами наказаний являются:штраф (ст. 46 УК РФ);лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ);лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК РФ);обязательные работы (ст. 49 УК РФ);исправительные работы (ст. 50 УК РФ);ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ);ограничение свободы (ст. 53 УК РФ);арест (ст. 54 УК РФ);содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ);лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ);пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ);смертная казнь (ст. 59 УК РФ). ЗАДАНИЕ № 2. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И НАКАЗАНИЕ - ЭТО ОДНО И ТО ЖЕ? Нет, это не одно и то же. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание. 4.ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. а)несовершеннолетнему могут быть назначены не все виды наказания;б)несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного характера;в)несовершеннолетний может быть освобожден от наказания и помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. 5. ВИДЫ НАКАЗАНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. К видам наказаний, назначаемых несовершеннолетним законом отнесены (ст.88 УК РФ):а) штраф;б) лишение права заниматься определенной деятельностью;в) обязательные работы;г) исправительные работы;д) арест;е) лишение свободы на определенный срок. Это исчерпывающий перечень наказаний назначаемых несовершеннолетним. Несовершеннолетним могут назначаться только 6 видов наказаний из 12 закрепленных ст.44 УК РФ 6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ. В законе предусмотрены обстоятельства, при которых, несмотря на внешние признаки совершения преступления, уголовная ответственность не наступает. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ Необходимая оборона Физическое и психологическое принуждение Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление Обоснованный риск Крайняя необходимость Исполнение приказа или распоряжений ЗАДАНИЕ № 3 МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ НЕОБХОДИМОЙ ОБОРОНОЙ? КАК ОНИ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ПОСТУПИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ? Десятиклассник шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а потом избили. Он побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих хулиганов и, орудуя палками, нанесли им телесные повреждения. Гражданин напал на прохожего, нанес ему телесные повреждения и, сев на велосипед, попытался уехать. Оказавшийся свидетелем происшедшего несовершеннолетний, чтобы помешать нападавшему скрыться, бросил подвернувшуюся под руку деревянную балку по ходу движения велосипеда. Падая, велосипедист сломал руку, был поврежден и его велосипед. Подоспевшие милиционеры задержали преступника. ЗАДАНИЕ № 4ДОЛЖЕН ЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГРАЖДАНИНУ ? ПОЧЕМУ? 7. СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ ВИНУ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. СТ. 61, 63 УК. Задание № 5Какие обстоятельства являются смягчающими уголовную ответственность, а какие - отягчающими ее? Обстоятельство Смягчающее ответственность Отягчающее ответственность Совершение преступления впервые Совершение преступления под влиянием угрозы Совершение преступления организованной группой Совершение преступления из корыстных или иных низменных побуждений Совершение преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим Совершение преступления вследствие стечения тяжелых обстоятельств, личных или семейных Чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления Оговор заведомо невиновного липа Совершение преступления в состоянии опьянения ЗАДАНИЕ № 6. КАЖДАЯ ГРУППА ПОЛУЧАЕТ ПРАВОВУЮ СИТУАЦИЮ. НЕОБХОДИМО ДОКАЗАТЬ, КАКАЯ ИЗ ПРИЧИН НАСТУПЛЕНИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОПИСАНА В НЕЙ. 1. Оконченное преступление.2. Покушение на преступление.3. Соучастие в преступлении4. Приготовление к преступлению Ситуация 1. Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой, ожидавшей его неподалеку, слышавшей и грохот рокового залпа, и последний возглас любимого: «Мама!» Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь... Что это? Случайность? Нелепое стечение обстоятельств? Непоправимая трагическая оплошность?.. (Совершение преступления) СИТУАЦИЯ 2. Ученик 9 класса одной из местных школ получил предложение от одноклассника похитить из коммерческого киоска партию шоколада. Дело, по мнению организатора, облегчалось тем, что у него случайно оказался ключ от замка киоска. Согласие было дано, и они начали подготовку: договорились с малограмотной женщиной-соседкой, что та возьмет у них шоколад и продаст его на рынке; приготовили сумки для выноса краденого; вечером сели напротив киоска и стати ждать, когда он закроется. Но продавец давно обратил внимание на двух подростков, несколько раз покупавших шоколад и при этом внимательно осматривавших все, что находилось внутри киоска. Он обратился к дежурному милиционеру. Тот задержал подростков, при личном осмотре у них был найден ключ от замка, а также пустые сумки. Опрос соседей показал, что женщина утром ждала «какой-то шоколад на продажу». СИТУАЦИЯ 3. Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер был уже перевязан, в кабинете появились милиционеры. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника - под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела. СИТУАЦИЯ 4. 11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили знакомую. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться. По окончании танцев мы встретили на улице другую знакомую, к которой беспричинно придрались и избили. Задание № 7. Выделите среди перечисленных ниже фактов преступления и дайте им соответствующие названия:а) Студентка получила от двух знакомых крупные суммы денег для покупки им ювелирных изделий, после чего скрылась.б) 14-летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в результате чего она сгорела.в) Управляющий машиной в нетрезвом состоянии, гражданин сбил пешехода, после чего пытался скрыться с места происшествия. д) Гражданин превысил норму вывоза из заграницы изделий из кожи, не объявив об этом таможенникам.е) Лицо присвоило авторство произведения, созданного другим человеком.ж) Родители несовершеннолетней вели себя самым безобразным образом: пили, сквернословили, физически наказывали дочь. З А Д А Н И Е № 8. В последнее время имеет место принципиально новая система взаимоотношений внутри преступных группировок. Место «воров в законе» занимает молодая поросль, отличающаяся невероятной жестокостью. Разборки все чаще выплескиваются на улицы... Бороться с бандитами крайне трудно: только обезвреживают одно преступное формирование, как на смену ему тут же появляется другое, контролирующее ту же сферу либо территорию. Как вы могли бы объяснить причину бурного роста преступности в последние годы? СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!