Презентация «Современные педагогические технологии


Современные педагогические технологии Принева Юлия Алексеевна, педагог- организатор МОУ ДОД ЦРТДиЮ Ворошиловского районаГ. Волгограда Педагогическая технология (от греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — слово, учение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения. ОснованияПедагогические технологии могут различаться по разным основаниям:по источнику возникновения (на основе педагогического опыта или научной концепции),по целям и задачам (усвоение и закрепление знаний, воспитание и развитие (совершенствование) природных личностных качеств), по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),по тому, какую сторону педагогического процесса «обслуживает» конкретная технология, и т. д.Любая технология в той или иной мере направлена на реализацию научных идей, положений, теорий в практике. Поэтому педагогическая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой. Структура педагогических технологий Концептуальная основа Содержательный компонент обучения Процессуальная часть – технологический процесс Критерии технологичности Концептуальность Системность Управляемость Эффективность Воспроизводимость Перечень педагогических технологий (по Селевко Г.) Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала Частнопредметные педагогические технологии Альтернативные технологии Природосообразные технологии Технологии развивающего образования Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств Социально-воспитательные технологии Воспитательные технологии Педагогические технологии авторских школ Технологии внутришкольного управления и др. Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения. Организация и реализация этого процесса (педагогической технологии) зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:принцип научности и доступности обучения;принцип системности обучения и связи теории с практикой;принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;принцип наглядности;принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся. Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней Понятие дифференциации Дифференциация (латин.) - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании - это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений. Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Современные педагогические технологии можно рассмотреть на примере Технологий дифференцированного обучения Цели дифференцированного обучения психолого-педагогическая: индивидуализация обучениясоциальная : целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциаладидактическая: решение проблем школы путем создания новой методической системы на принципиально иной мотивационной основе Технология дифференцированного обучения - процессуальная система совместной деятельности учителя и учащегося по проектированию, организации, ориентированию, диагностированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий учащихся. Направления дифференциации обучения по образовательным целям по уровням выполнения заданий по времени обучения, времени выполнения заданий по содержанию обучения по последовательности учебного материала по структуре учебного материалапо подходам к обучению по видам учебной деятельности по способам применения заданий по оценке деятельности Дифференциация учебных заданий по уровню творчествапо уровню трудностипо объему учебного материалапо степени самостоятельностипо характеру помощи учащимся «+» дифференциации исключается неоправданное и нецелесообразное уравнивание детей у учителя появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам, уделять внимание сильным отсутствие в классе отстающих снижает необходимость в упрощении общего уровня преподавания реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании повышается уровень я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности повышается уровень мотивации «-» дифференциации трудоемкость, сложность подготовки урока трудоемкость, напряженность организации урока опасность наклеивания «ярлыков» необходимость длительной и тщательной психологической подготовки учащихся и их родителей