Презентация Этот волшебный и загадочный мир сказок!


Этот волшебный и загадочный мир сказок! «Сказка – сладка,   а песня – правда» Тема: Имя прилагательное. Цель: развить умение правильно ставить вопросы и подбирать имена прилагательные к именам существительным (опираясь на иллюстрации сказок, рисунки и фото персонажей сказкок),опираясь на жизненный опыт, наблюдения, знания; обогащение словарного запаса слов учащихся; формировать умения находить сходства и различия сказок Остуоруйа-мин дойдум,остуоруйа,Остуоруйа-эн оло5ун. (ырыа тыллара) Якутская сказка «Бабушка Чачакан-Чачакан» Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит — прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лёд, льдинки в сторону отвела и целое ведёрко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведёрки у бабушки красивые были — из бересты, с узорами по закраинкам. Взяла бабушка оба ведёрка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила.А утро морозное было. Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась — подол-то у неё ко льду и примёрз. Никак бабушке не подняться. Смотрит — кто бы ей помог? Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает:— Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? Поставим вопрос к слову солнцЕ, подберём имена прилагательные к нему. солнцЕ какОЙ?какАЯ?какОЕ? СолнцЕ (какОЕ?) горячЕЕяркОЕдобрОЕ — Да, бабушка, я очень сильное. Да только меня чёрная туча закрыть может. Бабушка — к туче.— Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее? Поставим вопрос к слову тучА, подберём имена прилагательные к нему. тучА какОЙ?какАЯ?какОЕ? ТучА (какАЯ?) грознАЯдождевАЯгрозовАЯтёмнАЯ — Да, бабушка, у меня силы много. Да только меня ветер унести может. Бабушка — к ветру:— Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее? Поставим вопрос к слову ветер , подберём имена прилагательные к нему. ветер какОЙ?какАЯ?какОЕ? Ветер (какОЙ?) быстрЫЙсвежИЙлёгкИЙстрашнЫЙ — Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить. Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает:— Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее? Подбираем окончания к вопросам, от них окончания к именам прилагательным какОЙ?какАЯ?какОЕ?какИЕ? Гора (как..?) -ОЙ-АЯ-ОЕ-ИЕ Гора (какАЯ?) высокАЯбелоснежнАЯскалистАЯвеличественнАЯ — Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня человек расколоть может. Бабушка — к прохожему:— Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете? Человек (как..?) -ОЙ?-АЯ?-ОЕ?-ИЕ? Человек (какОЙ?) сильнЫЙсмелЫЙталантливЫЙмудрЫЙумелЫЙмаленькИЙ — Да, бабушка, я очень силён. Да только я огня боюсь. Бабушка — к огню:— Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее? Какое окончание подходит к обоим именам прилагательным-ЫЙ, -ОЙ, -ИЙ Огонь (какОЙ?)беспощадн..мгновенн.. Огонь (какОЙ?) беспощаднЫЙмгновеннЫЙ Какое окончание подходит к обоим именам прилагательным-ЫЙ, -ОЙ, -ИЙ Огонь (какОЙ?)обжигающ..всепоглащающ.. Огонь (какОЙ?) обжигающИЙвсепоглащающИЙ Огонь (какОЙ?) беспощаднЫЙмгновеннЫЙобжигающИЙвсепоглащающИЙ — Да, бабушка, я очень силён. Да только меня вода залить может. Бабушка — к воде:— Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее? ВодА (как..?) -ОЙ?-АЯ?-ОЕ?-ИЕ? ВодА (какАЯ?) чистАЯпрозрачнАЯледянАЯпарообразнАЯжизненнонеобходимАЯосвежающАЯхрустальнАЯ — Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может. Бабушка — к земле:— Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее? Образуем от имен существительных имена прилагательныеЗемлЯ (какАЯ?) Родина вечностьбогатство любовьжизнь разнообразиеплодородие ЗемлЯ (какАЯ?) роднАЯвечнАЯбогатАЯлюбимАЯживАЯразнообразнАЯплодороднАЯ — Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех! Рассердилась бабушка:— Так отпусти ты мою юбку! Чего ты её держишь?! Дёрнула она своё платье — а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, вёдра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла. Пришла. Внукам чай вскипятила. Чай пить сели. С бубликами. С сахаром. На свете так много интересного, правда? И обо всём нужно немедленно узнать: а почему? а отчего? а зачем? СРАВНИТЕ сказкипо иллюстрациям Якутская народная сказка Содержание якутской сказки «Таал-Таал эмээхсин» Старушка Таал-Таал идет зимой за водой на озеро там нечаянно падает на лед и прилипает к нему. Чтобы выйти из этой ситуации она обращается за помощью ко Льду,Солнцу, Туче, Ветру, Скале, Мышке. В итоге выясняется, что сам человек может найти выход и оказать помощь. Литературные сказки Назовите СХОДСТВА и РАЗЛИЧИЯ СХОДСТВО сказок Обращение к природным явлениям: СОЛНЦУ, ВЕТРУ, ТУЧЕ, МЕСЯЦУ -волшебные сказки РАЗЛИЧИЕ Якутские сказки — из уст олонхосутов — рассказчиков олонхо, старинных преданий Литературная сказка — имеет своего автора Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях К красну солнцу наконецОбратился молодец.„Свет наш солнышко! Ты ходишьКруглый год по небу, сводишьЗиму с теплою весной,Всех нас видишь под собой.Аль откажешь мне в ответе?Не видало ль где на светеТы царевны молодой? Какие имена прилагательные можно отнести к солнцу? Внимательно посмотри на рисунок СолнцЕ (какОЕ?) Какие имена прилагательные можно отнести к солнцу? СолнцЕ (какОЕ?)круглОЕяснОЕжаркОЕ Только месяц показался,Он за ним с мольбой погнался.„Месяц, месяц, мой дружок,Позолоченый рожок!Ты встаешь во тьме глубокой,Круглолицый, светлоокой,И, обычай твой любя,Звезды смотрят на тебя.Аль откажешь мне в ответе?Не видал ли где на светеТы царевны молодой? Какие имена прилагательные можно отнести к месяцу? Какие прилагательные использует А. Пушкин Месяц (какОЙ?) Какие имена прилагательные можно отнести к месяцу? Месяц (какОЙ?)молодОЙпозолоченнЫЙкруглолицЫЙсветлоокИЙ К ветру кинулся, взывая:„Ветер, ветер! Ты могуч,Ты гоняешь стаи туч,Ты волнуешь сине море,Всюду веешь на просторе,Не боишься никого,Кроме бога одного.Аль откажешь мне в ответе? Какие имена прилагательные можно отнести к ветру? Ветер (какОЙ?) Какие имена прилагательные можно отнести к ветру? Ветер (какОЙ?)могучИЙвольнЫЙсильнЫЙ ЗАПОМИНАЕМ !!! ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ — часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какОЙ? какАЯ? какОЕ? какие? Имя прилагательное взаимосвязано с именем существительным,использование имен прилагательных делает речь яркой, образной, точной «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А.С.Пушкин.