Презентация по культурологии на тему О Русь! Куда же несёшься ты?


История отечественной культуры«О, Русь! Куда же несёшься ты?..» МАОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских»Автор презентации:учитель обществознания Е.В. ШварёваИЗ КУРСА УРОКОВ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Георгий Гачев о России:Модель-схема Русского Космоса:→∞- это «путь-дорога», «Русь-тройка», космодром в однонаправленную бесконечностьВ формуле русской логики «не то, а…»: многоточие, незавершенность (русские шедевры – не завершены). Есть начало – нет конца.Задушевная русская мечта – начать все снова: «Разрушим – и построим, наконец, то, что надо!»РОССИЯ – ОГРОМНАЯ БЕЛОСНЕЖНАЯ БАБА,РАСПОЛЗАЮЩАЯСЯ ВШИРЬ РОССИЯ – «МАТЬ-СЫРА ЗЕМЛЯ» Русский национальный характер…О русском национальном характере: «…и колеблется русский человек между началом звериным и ангельским, мимо начала человеческого. Для русского человека так характерно это качание между святостью и свинством…»«Пейзаж» русской души соответствует пейзажу русской земли с её широтой, безграничностью, устремлённостью в бесконечность (Н.Бердяев)«Русские – нация, потерянная во времени»ПРЕЗЕНТАЦИЯ Задание 1.Черты национального характера: японец, европеец, американец, русский Задание 2.Представители разных национальностей встретились вмузее перед этими полотнами. Какова реакция каждого(придумать высказывание илидиалог между ними)? Проблема периодизации:когда началась история отечественной культуры? Начало:6 в. н.э.9 в. н.э. – с образования государства Киевская Русь10 в. – с Крещения Руси.Колпакова Г.: период Древнерусской культуры – период с 10 по 17 вв.Кондаков И.: период язычества славян – предыстория отечественной культуры«Истоки русской культуры уходят вглубь веков, в историю славянских племён и их предков, а также русов или россов…» (Т.Георгиева) Попытка культурно-исторической реконструкции: «Славянское племя» (В.Демин) Культуру допетровской Руси относят к традиционному типу культуры и выделяют следующие черты:Славянская в своей основеКультура земледельческого народаСамобытность придавало православиеБольшая вариативностьОриентация на старинуПринадлежит к группе стыковых культурОткрыта культурному диалогуПРЕЗЕНТАЦИЯПО НАЦИОНАЛЬНОМУКОСТЮМУ Византия и Русь«…только через диалог с Византией русская культура, преодолев локальную ограниченность, приобрела универсальные измерения…В русской культуре под влиянием Византии сформировался особый тип русского человека – юродивого…» (С.Аверинцев)«В дни народных бедствий болеютдушой за народ…»ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЮРОДИВЫЙ И ШУТ «ЖИВОПИСЬ»ОТЛИЧИЯ ОТ ИКОНОПИСИВИЗАНТИЯСтрого нормированная и каноническая системаПафос торжественного и таинственного церемониала БогоматерьВладимирская, 12 в.Схема «Умиление»«Путь к Сикстинской мадонне Рафаэля лежит через образы, подобные Владимирской Богоматери»Почему именно этот образ Богоматери «прижился» на Руси? СхемыизображенияБогоматериБогоматерь ОдигитрияБогоматерь ЗнамениеБогоматерь Казанская Образымадоннв культурахПРЕЗЕНТАЦИЯПО ИКОНОПИСИ АРХИТЕКТУРАСитуация «выбора веры» План собора Св.Софии в КонстантинополеОпределил тип крестово-купольного храма на Руси Собор Св.Софии в Киеве,1037 г.Собор Св.Софиив Новгороде (1045-1050) Архитектурные элементы древнерусского собораЛопатки (выступы, разделявшие стену)ПряслаЗакомары (завершение стены)Кокошник (отделенная от стены закомара)Дмитриевский собор воВладимире Татаро-монгольское нашествиеВ результате нашествия погибло около половины населения. Киев, Владимир, Суздаль, Рязань, Тверь, Чернигов, и многие другие города были разрушены. Исключение составили Великий Новгород, Псков, Смоленск, а также города Полоцкого и Турово-Пинского княжеств. Развитая городская культура Древней Руси была уничтожена.Взятие Суздаля монголами ОТРАЖЕНИЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ«Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рати сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. «…» Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве. На том поле грозные тучи сошлись, а из них беспрерывно молнии сверкали и гремели громы великие. То ведь сошлись русские сыновья с погаными татарами за свою великую обиду. Это сверкали доспехи золоченые, а гремели князья русские мечами булатными о шлемы хиновские» «Задонщина» ОБРАЗ СОБАКИ-ТАТАРИНА ПоследствияРыбаков Б.:«Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя» Карамзин Н.:«Европа нас не узнавала: она в сии 250 лет изменилась, а мы остались, как были» кн. Трубецкой Н.С.: туранская психика положительно повлияла на русский национальный характер, так как в силу своей душевной ясности и спокойствия она «сообщает нации культурную устойчивость, утверждает культурно-историческую преемственность и создаёт условия экономии национальных сил, благоприятствующие всякому строительству»Борьба с иноземцами явилась своеобразным катализатором в процессе образования централизованного государства ОБЪЕДИНЕНИЕРУССКИХЗЕМЕЛЬРАСЦВЕТДРЕВНЕРУССКОГОИСКУССТВАОтношение русского человека кправославию и роль, которое оноиграло в его жизни «в определеннойчасти основаны на туранской психологии»Из-под ига Россия вышла«может быть, и «неладноскроенного», но «крепко сшитого» православногогосударства, спаянноговнутренней духовнойдисциплиной и единством…» Основа могущества Москвы была заложена при втором сыне Даниила – Иване Калите (1325-1340 – годы правления) Продолжалось собирание русских земель Для укрепления своей власти он сумел использовать интересы Золотой Орды: получил у татар ярлык на великое княжение (1328 г.), приобрел право собирать дань для татар со всех или почти всех русских княжеств, сохранивших самостоятельностьТакое положение было использовано московскими князьями в целях постепенного подчинения этих княжествПроцесс объединения русских земель был завершен в начале XVI в. Усиливается интерес к человеческой личности и духовному развитию (работы Андрея Рублева и его школы-мастерской) Строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, строятся дворцы и храмы. Для этого приглашаются не только лучшие русские зодчие и инженеры, но и иностранцы, особенно итальянцы. Материал – красный кирпич Формируются новые науки (астрономия, география и др.) Московский Кремль Расцвет древнерусского искусства, с которым неразрывно связано имя Андрея Рублева, одновременен с ранним итальянским Возрождением. Но следует ли проводить параллель между этими расцветами искусств? И можно ли применять термин «Возрождение» к древнерусскому художественному творчеству? ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ Культура XV-XVI вв. – культура Московской РусиБердяев Н.:«это восточная культура, культура христианизированного татарского ханства (даже знаменитая «шапка Мономаха» унаследована не от византийского императора Константина Мономаха, а является головным убором татарских мурз, то есть предметом кочевнической культуры, ставший символом русской государственности)»Кондаков И.:На стыке византийской и монгольской цивилизаций «возникло уникальное цивилизационное образование, не просто сложившее черты двух империй, но укрупнившее, гиперболизировавшее их»Образование Московского царства – результатпротиворечивого западно-восточного синтеза XVI вв. – время правления Ивана Грозного – в художественной культуреИоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Ива́н Гро́зный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси (с 1533), первый царь всея Руси (с 1547)Васнецов В. Царь Иван ГрозныйПРЕЗЕНТАЦИЯ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!