Презентация к уроку Культурная жизнь в послевоенные годы


государственное руководство системойшкольного образования, в 1946-1958 гг.(на материалах Костромской области)Выполнила: Балдина Римма Владимировна Возрастает потребность современного общества в развитии и укреплении интеллектуального потенциала страны.Актуальность Объект: учительская интеллигенция-особая культурная группа.Предмет: государственная политика по развитию советской школы, формирования педагогических коллективов, повышения качества образования и внешкольная деятельность учителей. раскрыть значимость исторического опыта государственного руководства общеобразовательной школой в послевоенные годы; охарактеризовать место учительства в осуществлении государственной политики по восстановлению и развитию школьной системы в 1946-1958 гг.Цель: Периоды изучения проблемыСоветскийПостсоветскийI - 1945-втор. половина 1950 гг.II -втор. половина 1950 – сер. 1980-х гг.III – сер. 1980-х - начало 1991 г. Проблемы развития учебной и материально-технической базы школьных учрежденийПосле окончания Великой Отечественной войны руководством страны был разработан послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы. Предусматривалось по закону «…довести количество начальных, семилетних и средних школ в 1950 г. до 193 тысяч и количество учащихся в них до 31,8 млн., обеспечив общее обязательное обучение детей с семилетнего возраста, как в городе, так и в деревне…». Основные показатели развития обще-образовательных школ План выполнения по контингенту в школах Костромской областигородселоитого%выпол-ненияклассыпланвыполненопланвыполненопланвыполнено 1-422,32039174,271 90496,592 29595,45-718,11820743,03960561,157 81294,68-104,628962,923087,55 20470,0 Обеспечение учебной литературой учащихся Буйского районаНазвание учеб.Требова-лось Фактически 1 кл.2 кл.3 кл.4 кл123456Родная речь152760---Букварь1527605102--Книга для чтения1479-124--Сб-к арифметических задач1479----Уч-к. русск. яз. для 3-4 кл.1911--4545География801---58Естествознание801---57 Строительство школ осуществлялось в большом количестве, план по контингенту выполнялся, все учащиеся были обеспечены учебниками и тетрадями, но к 1958 г так и не удалось выполнить план по всеобщему семилетнему обучению. Подготовка учительских кадров в послевоенный периодПосле войны происходит развитие системы подготовки учительского состава. Педагогические училища выпускают значительное количество учителей 1- 4 классов, что позволяет устранить дефицит кадров в школе. С 1956 года учительские институты (дававшие неполное высшее образование) преобразованы в педагогические вузы или училища. К 1956 г. всего учителей 1 млн. 624 558 против 592 тыс. человек в 1946г. Показатель повышения образовательного уровня учителей Динамика выпуска из заочного отделения Костромского вуза Таким образом сложную ситуацию с учителями в стране в том числе в Костромской области удалось устранить. Число студентов выросло в 2-3 раза.Однако количественные показатели опережали качественные, что создавало серьезные проблемы для деятельности школы. Учебно-воспитательная работа школьного учителяОсновной задачей, стоящей перед школой в послевоенные годы, являлось повышение качества учебно-воспитательной работы. В 1949-м году в СССР не успевало 77,5% учащихся, в частности в Костромской области не успевало 83,2 %. На разрешение этих задач была направлена деятельность учителей, руководителей школ и органов народного образования с 1946 – 1958 года. Динамика успеваемости учащихся школ Костромской области за 1954-1958 годахУчебный годВсего учащихсяНе успевают% успеваемости1953/5411665322950 80,41954/5511074593073841955/561010208667185,81956/571039379285889,31957/581088199939591,4 ВсеобучВ Костроме, согласно отчета о работе школ в Костромской области за 1945-1946 учебный год, из 142 тысяч учеников в 1945/46 учебных годах подлежало всеобучу 118 тысяч человек.В итоге к концу 1958 г. вопрос о всеобуче на и не был решен. Качество воспитания обсуждалось на всех уровнях власти. Помощь в воспитании учащихся оказывали различные общественно-политические организации: партийные, комсомольские, пионерские.В итоге даже склонные к дивиантному поведению дети чувствовали свою значимость в деле построения коммунистического общества. Внешкольная деятельность учительстваУчитель был: ликвидатором неграмотности; председателем или членом избирательной комиссии; пропагандистом; руководителем агрономического кружка; участником кампаний по уборке урожая и др. ЗаключениеПо строительству школ к 1958 г. план был выполнен.Вопрос об обеспеченности учебниками был полностью решен.Кадровый дефицит удалось устранить: педучилища выполняли план на 100%, педвузы на 91%.Качество образование улучшилось несущественно из-за перегруженности в том числе общественной работой учителей.Проблема всеобуча осталась.Наблюдается увеличение авторитета учительства в обществе, повышение статуса.