Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста


Мнемотехника или использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста
«Учите ребёнка каким-нибудь пятинеизвестным ему словам, и он будетдолго и напрасно мучиться над ними,но свяжите с картинками двадцатьтаких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К.Д.Ушинский Мнемотехника( с греч. - искусство запоминания)Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Включение наглядных моделей в процесс обучения позволяет:- целенаправленно развивать монологическую речь, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей. Задачи технологии наглядного моделирования:- развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ;– развивать мышление, внимание, воображение, речеслуховую и зрительную память;– развивать мелкую моторику у детей. Это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблица

Структура мнемотехники
Принцип работы с мнемотаблицей1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.2.Преобразование символов в образы.3.Пересказ при помощи символов. Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т.е. мы постепенно подходим к обучению монологической речи.Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
Мнемотаблицы:являются дидактическим материалом по развитию речи;их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть и отгадыванию загадок.


Составление описательного рассказа Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
СтихотворенияЭтапы работы над стихотворением:1.    Взрослый выразительно читает стихотворение.2.    Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.3.    Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.4.    Взрослый выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.5.    Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.6.    Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Зайчик по лесу прыг-скок,Спрятался он за кусток.Сидит зайка под кустом,Куст для зайца — это дом. У коровы есть рогаИ копыта на ногах.Травушку она жует,Деткам молочко дает. Подарок мамеСорвала я в полеЦветик голубой,Принесу в подарокМаме дорогой.Я его на платьеМаме приколю.Больше всех на светеМаму я люблю.Т. Волгина Пересказ При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. По небу летел лебедь. Лебедь уронил белое перышко. Белое перышко увидел еж. Еж подумал, что это снежинка. Если это снежинка, то, зна­чит, скоро придет зима. А если скоро придет зима, то надо искать норку. Нашел еж норку и уснул в ней до весны. Пересказ сказок
Отгадывание загадок ВыводВ результате использования таблиц-схем и мнемотаблиц:Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.Необходимо помнить, что уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут вам в развитии речи дошкольника.



Спасибо за внимание