Презентация по литературе на тему: Анализ поэтического текста А.А. Фета Шёпот… робкое дыхание…


На качеляхИ опять в полусвете ночномСредь веревок, натянутых туго,На доске этой шаткой вдвоем,Мы стоим и бросаем друг друга.И чем ближе к вершине лесной,Чем страшнее стоять и держаться,Тем отрадней взлетать над землейИ одним к небесам приближаться… Кто он – автор этого стихотворения? Каким Вы его представляете? Творчество А.А. Фета – хрестоматийный пример разницы между автором и лирическим героем. Фет не менял масок, не сочинял все новые и новые варианты собственной судьбы.Он жил параллельно- в жестокой реальности, где надо было помнить о выгоде, вести хозяйство, считать деньги, заниматься политикой, - и в вымышленном мире, озаренном светом, пронизанном прекрасной музыкой. Покуда на груди земной,Хотя с трудом, дышать я буду,Весь трепет жизни молодойМне будет ясен отовсюду.(«Еще люблю, еще томлюсь…») 1820 - 1892 А.А. Фет «Трепет жизни».Импрессионизм в поэзии А.А. Фета Цели урока Познакомиться с художественным методом поэта, его импрессионистическим видением мира.Научиться выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, литературы, музыки.Продолжить работу над стилистическим анализом поэтического текста. А.А. Фет родился в 1820 г. в усадьбе помещика А.Н. Шеншина Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Вплоть до 14 лет он носил фамилию своего отца. Все было определено и надежно: достойное дворянское имя, высокое общественное положение. Это рухнуло в один день. В 1834 г. Орловская духовная консистория установила, что христианский брак А.Н. Шеншина с немецкой подданной Шарлоттой- Елизаветой Фет был оформлен уже после рождения их первенца – сына Афанасия. Ребенок оказался незаконнорожденным. Отныне юноша лишался права носить русскую фамилию отца. Одновременно он лишался всех привилегий, связанных со званием дворянина. Это был удар, последствия которого Фет испытывал всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому, окончив в 1845 г. словесное отделение философского факультета Московского университета, он поступил на военную службу. Она давала возможность быстро продвинуться и получить звание дворянина. Именно тогда, в начале военной карьеры, Фет пожертвовал чувством во имя выгоды. Служа в Херсонской губернии, он полюбил дочь небогатого помещика Марию Лазич. Она отвечала ему взаимностью, но Фет считал невозможным жениться на бесприданнице, пока все в его жизни было так непрочно. Девушка не пережила расставаний. Она трагически погибла в пламени пожара, и близкие подозревали, что это было самоубийство.Потом был перевод под Петербург, женитьба на богатой.А когда ему уже было за пятьдесят, он разбирал старые отцовские бумаги и вдруг нашел бесценный документ – свидетельство о законном браке родителей, заключенном до его рождения.Но в поэзии он навсегда остался Фетом.Чем суровее, приземленнее, практичнее он был в жизни, тем возвышеннее, нежнее становился в стихах. « Любовная лирика Фета - самая воспаленная зона его переживаний. Здесь он не боится ничего: ни самоосуждения, ни проклятий со стороны … Здесь лирик вершит суд над самим собой. Идет на казнь. Сжигает себя».Л. Озеров Первый сборнике стихов Фета вышел в 1840 г. и назывался «Лирический Пантеон». В 1850 г. – второй сборник, третий – через шесть лет. Обе книги имели колоссальный успех. В 1880 – 1890 г.г. появились 4 выпуска поэтические книги «Вечерние огни». Она была написана немолодым провинциальным помещиком – А.А. Фетом. Фет не успел издать пятый выпуск «Вечерних огней»: он скончался в 1892. г. О ЛЮБВИ И ПРИРОДЕ ПИСАЛИ ВСЕ ПОЭТЫ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ.Что же сделало Фета неповторимым поэтом, со своеобразным голосом, поэта, без оценки творчества которого русская литература будет неполной?Почему его стихи восхищали Толстого и Тургенева?Почему спустя столетие стихи Фета продолжают жить и волновать чуткие сердца? О самом известном его шедевре – стихотворении «Шепот, робкое дыхание…» говорят как о важнейшем этапе на пути развития всей русской поэзии, первом шаге из века XIX в век XX, с его слоржной ассоциативной поэтикой. Шепот, робкое дыханье.          Трели соловья,Серебро и колыханье          Сонного ручья.Свет ночной, ночные тени,          Тени без конца,Ряд волшебных изменений          Милого лица,В дымных тучках пурпур розы,          Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,          И заря, заря!.. 1850 Я. Полонский «Шепот, робкое дыхание…» Фет чаще всего изображает ночь, сумерки, потому что в это время обнажаются чувства, оттенки души не заглушает яркий свет дня, забыто все, что угнетало днем…. Первая строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какие средства художественной выразительности использует поэт? Микротема - 1 Свидание влюблённых вечером у ручья. Краски - 1 Неяркие краски, потому что уже вечер. Звуки - 1 Шёпот, колыханье, потому что вечер, свидание. Тропы - 1 Эпитет «робкое», «сонный», метафора «серебро» создают образ засыпающей природы. Вторая строфа О чём идёт речь? Какие звуки? Какие краски? Почему? Какова роль эпитетов? Микротема - 2 Ночь, которую проводят влюблённые. Звуки - 2 Тишина Краски - 2 Нет цветовых определений, потому что темно. Третья строфа Какова микротема? Какие краски? Почему? Какие звуки? Почему? Какова роль средств художественной выразительности? Сделайте вывод. Микротема - 3 Утро, расставание влюблённых. Краски - 3 Яркие тона, восход солнца. Звуки - 3 Слёзы, поцелуи – расставание влюблённых. Тропы - 3 Эпитет «дымный», метафоры «пурпур», «янтарь» создают образ просыпающейся природы. 1 строфа – завязка действияПрирода живет параллельной,отдаленной от человека жизнью 2 строфаНочь вступает в свои права. 3 строфа – кульминация.Соединение двух миров – природы и человека Композиция стихотворения Шепот, робкое дыхание,Трели соловья,Серебро и колыханьеСонного ручья… Свет ночной, ночные тени,Тени без конца,Ряд волшебных измененийМилого лица… В дымных тучках пурпур розы,Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря!.. Композиция стихотворения Синтаксис Стихотворение состоит из одного восклицательного предложения. Морфология В тексте нет глаголов, в основном имена существительные и прилагательные. Время и действие В стихотворении глаголов нет, а действие есть. Как автор этого добивается?Какова временная характеристика? Движение В большинстве имён существительных заключено движение – «трели», «колыханье». Время вечер ночь утро Время Ритмический рисунок Ритмический рисунок создаётся трехстопным и четырехстопным хореем. Шепот, робкое дыханье… 2. …Ряд волшебных изменений милого лица … 3. … И лобзания, и слезы … 1. …трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья … 2. …Свет ночной, ночные тени, Тени без конца …3. … В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря …И заря, заря!.. МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ Развитие лирической темы МИР ЧЕЛОВЕКА МИР ПРИРОДЫ ВСТРЕЧА СВИДАНИЕ СЧАСТЬЕ ВЕЧЕР НОЧЬ ЗАРЯ свет Антитезы тень ночь заря робость страсть лобзание слезы Счастье любви Печаль расставания Художественные средства Вывод Фет использует приём цветового и звукового контраста. В первой строфе приглушённые, неяркие краски, в последней – яркие тона. Так показано течение времени – от вечера через ночь к заре. Природа и чувства человека меняются параллельно: вечер и робкая встреча, заря и бурное прощание. Через звуки показана смена настроения героев: от шёпота и сонного колыханья через абсолютную тишину к лобзаниям и слезам. Художественные средства Повторы Повторы одной и той же синтаксической конструкции, усиление динамизма, эмоционального воздействия, повтор отдельных слов.(«свет ночной, ночные тени…», тройной повтор союза «И», «… и заря, заря!») Ассонанс и аллитерация 1 строфа 2строфа 3строфа Открытый [a]:шепот, дыханье, соловья, колыханье, сонного, ручья Открытый [a]:ночной, конца, ряд волшебных, милого лица Согласные [м], [н], [л]:ночной, тени, волшебных, изменений, милого лица Согласный [р]:пурпур розы, янтарь, заряОткрытый [а]:тучках, янтаря, лобзания, заря ЛЮБИМЫЕ СИМВОЛЫ А. ФЕТА Роза - это символ природной красоты, огня страсти, земной радости. Например, в персидской мистике влюбленный в розу соловей поет и умирает от шипов любви, окрашивая розу своей кровью и тем самым символизируя недостижимость объекта любви. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. СДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ В поэзии Фета природа и человек часто даны в нераздельном единстве. Поэт любит изображать цветение любви в душе человека и пробуждение жизненных сил в природе. Пробуждение чувства любви в человеке, томление страсти часто оказывается невыразимо, не передаваемо обычными словами. Фет обращается к языку природных образов. Часто он использует параллелизм, соотносит явления из мира природы и человеческой жизни. В литературоведении не раз отмечалось, что в поэзии Фета сложился своеобразный культ мгновения. Для литературы той поры перечисление ассоциативных рядов без пояснений было, несомненно, новинкой. Каждое слово Фета при всей его реалистичности исполнено «воздухом» иных дополнительных смыслов, ассоциаций, эмоций. Для влюбленного сердца все важно – любовь делает каждую мелочь весомой, значимой.Мы видим реальную картину свидания или впечатление от него?Фет умеет зафиксировать каждый миг жизни, каждую строчку стихов мы видим.А какое направление в искусстве обладает особенностью остановить миг? В середине 60-х годов XIXвека в Париже собралась компания молодых художников. Все они были бедны, талантливы, еще не слишком известны, но их объединял общий взгляд на мир: они умели смотреть … краем глаза. Франция70-80-е годы 19 в.«Салон Отверженных» Камиль Писсарро1830-1903 Эдуард Мане1832-1883 Клод Оскар Моне1840-1926 Пьер Огюст Ренуар1841-1919 Эдгар Дега1834-1917 Альфред Сислей1839-1899 Что же такое важное уловили художники, глядя на мир подобным образом?1. Живописно решительно все, что есть вокруг, будничные вещи и явления.2. Но, конечно, смотреть краем глаза – это совсем не то, что смотреть прямо – картина получается другая. Здание Лондонского Парламента с часами Биг Бен.Если смотреть на него в упор, оно будет очень отчетливо. К. Моне. Парламент. Закат. К. Моне. Парламент. Чайки. Но если глянуть на него краем глаза, то оно будет выглядеть как на картинах К. Моне. Можно увидеть какого цвета воздух его окружает, и осознать что этот дом, выстроенный в целях вполне прозаичных ни много, ни мало является частью Вселенной. Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских на пленэр (фр. plein air – вольный воздух). Главным героем у импрессионистов стал свет, вне зависимости от изображаемого. А сюжет – движение воздуха. Художники ставили перед собой задачу – добросовестно передать то, что видели. А для этого необходимо было использовать только природные цвета светового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. И не смешивать их на палитре, а накладывать мазками рядом, чтобы цвета смешивались сами. У А.А. Фета также – не встретишь ласточки зимой или жаворонка вечером, он достоверен и точен. Каждое слово в любом его стихотворении несет конкретную информацию о реальном окружающем нас мире, о форме, цвете, запахе изображаемого предмета. Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светлячка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий себе равного ни в одной литературе… А.К. Толстой И художников – импрессионистов можно пересчитать по пальцам Клод Оскар Моне Очень любил писать воду – то, как лучи света отражаются в ее поверхности, придают ей разные оттенки. Пьер Огюст Ренуар Люди на его картинах не работают, а отдыхают. Особенно ему симпатичны танцы. КамильПиссаро Глядя на его картины видим движение, ощущаем какого цвета воздух Эдгар Дега Картины Э. Дега напоминают кадры из кинофильма. Дега подмечает мгновения, которые для зрителя вроде бы и не предназначены. Он застает жизнь врасплох. Альфред Сислей Он писал пейзажи – изысканные, поэтические, в нежных тонах. С неба начинал свои картины. Рассуждая о небе, Сислей становился поэтом. Роковая выставка картин импрессионистов открылась 15 апреля 1874 г. на бульваре Капуцинов, 35.Художники не хотели никого эпатировать, не хотели никакого скандала. Но он все же разразился. Публика не приняла картины. Одна из картин К. Моне называется «Впечатление. Восход солнца» Впечатление – «импресьон» (фр.) и дало название новому направлению искусства. Картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца» была написана в 1874 г., а А.Фетом стихотворение «Шепот, робкое дыхание…» в 1850 г. Так чутко уловил Фет новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил XX век, начав удивительную игру со словом, которой еще не знала поэзия. «Мир во всех своих частях равно прекрасен. Красота разлита по всему мирозданию … Но для художника недостаточно бессознательно находиться под влиянием красоты … Поэтическая деятельность … слагается из двух элементов: объективного, представляемого миром внешним, и субъективного, зоркости поэта – этого шестого чувства , не зависящего ни от каких других качеств художника…» Афанасий Фет Что в лирике А.А. Фета позволяет назвать его стиль импрессионистским видением мира? стремление передать мир в его подвижности, изменчивости;зафиксировать нюансы чувств; тождество состояния природы и внутреннего мира человека; способность передать красочную прелесть природы; богатство человеческой души.