Презентация по биологии на тему Приёмы формирования познавательных УУД на уроках биологии


Методический семинар посвящен проблеме развития у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои знания.В моей работе раскрываются вопросы формирования общеучебных, логических универсальных учебных действий и действий по постановке и решению учебных проблем. Рассматриваются конкретные приемы для уроков биологии. Каждый прием подкрепляется примерами, содержащими различные виды заданий. Выполняя эти задания, учащиеся начинают результативно мыслить и работать с информацией. Кроме того, предлагаемые задания позволяют поддерживать интерес к предмету.Данные приёмы могут быть использованы в практической деятельности учителей биологии, а также могут быть интересны и для других учителей-предметников, для учащихся, заинтересованных в подготовке к ГИА. Цель моей педагогической работы: Использование учащимися нетрадиционного поиска информации на уроках биологии для формирования познавательных УУД. Внедрение данной методической разработки не является трудоёмким и практически не имеет ограничений в употреблении. Риски связаны с имеющимися противоречиями в системе образования:высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени; несбалансированности современной программы и учебников;отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе; насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление. В этом учебном году наша основная школа начала работать по новым образовательным стандартам. Основу работы на уроке составляет деятельностный подход. Он позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования УУД, которыми должны овладеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование совокупности УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.Выделяют четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.Познавательные УУД– это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. Для формирования общеучебных универсальных действий рекомендую использовать приемы поиска информации. Поиск информации – это такое универсальное учебное действие, которое позволяет быстро находить необходимый материал для решения конкретной учебной задачи. На своих уроках большое внимание уделяю работе с учебником и использую следующие приемы: Приём свёртыванияинформации Для более эффективной работы с текстом учебника или других источников предлагаю использовать прием свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, определять основную и второстепенную информацию и выполнять знаково-символическое моделирование. Фронтальная работа по заполнению схемы: Работа с таблицами, схемами, отражающими как строение, так и процессы жизнедеятельности объектов живой природы, требует от учащихся активизации внимания, памяти, мышления. Анализ информации, представленной в виде схемы или таблицы, позволяет понять материал и легко подготовить монологический ответ на следующем уроке. Таким образом, отрабатывается умение развертывать информацию.Данные приёмы позволяют формировать так же и логические учебные действия. Приём восстановления информации В разных местах текста удаляю несколько предложений или слов и предлагаю учащимся заполнить пропуски, выбрав из предложенного набора. Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания - ………. . Они сами образуют ……….. в процессе ………… в листьях на ……… . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ……… луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……… , затем передвигается по ………..древесины (ксилемы ) под действием …….. и ………», используя предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок, испарение, корневое давление, свет, органическое вещество, автотрофы, фотосинтез (в наборе могут присутствуют и лишние слова). Данный прием способствует формированию общеучебного умения видеть целостное представление по определенному вопросу. Прием «Найди ошибку в тексте (рисунке)» Необходимо найди «биологическую ошибку» и дать правильный ответ, используя различные источники информации.Данный прием позволяет добывать новые знания из различных источников, развивая при этом не только общеучебные действия, но и действия постановки и решения проблемы. Прием сравнения Прием сравнения - это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять). Очень часто дети объединяют и путают процессы выделения и пищеварения, а это два абсолютно разных процесса. Предлагаю заполнить сравнительную таблицу (вторую колонку заполнить при изучении темы «Питание и пищеварение» на одном уроке, а третью - при изучении темы «Выделение» на другом уроке). Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы. Прием «Синквейн». Общеизвестный прием, полезный в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Структура синквейна:1 строка – 1 существительное, 2 строка – 2 прилагательных, 3 строка – 3 глагола, 4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы). Приём незаконченного предложения. Этот прием способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи. При изучении темы «Размножение животных» учащимся предлагаю задание: изучив содержание таблиц, закончить предложения:«Если срок беременности короткий, то……………….»«Чем крупнее животное, тем…………………………...»«Когда рождаются зрячие, покрытые шерстью детеныши, то……………»«Чем чаще размножаются животные, тем………………………………» Прием логических цепочек. Прием на установление соотнесения. «Установить соответствия между растениями и формами вегетативного размножения».Луковица смородинаСтеблевой черенок ландышОтводки малинаУсы иргаКлубни яблоняПрививка картофельКорневые отпрыски земляникаКорневище крыжовникКорневой черенок гиацинтЛистовой черешок фиалка Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций как анализ и сравнение. Приём создания проблемных ситуаций Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию УУД является создание проблемных ситуаций на уроке. Проблемные ситуации необходимо создавать с учетом реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям. Приём «Интеллектуальная атака» В быстром темпе фронтально задаются понятия, а учащиеся дают их определение. Прием - найти «лишнее». Задания такого рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Предложенные приемы позволяют сформировать познавательные УУД, что приводит к следующим результатам:учащиеся результативно мыслят и работают с информацией;ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания;делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;добывают новые знания из различных источников и разными способами;перерабатывают информацию для получения необходимого результата - в том числе и для создания нового продукта;преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму;работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект и т.д.