Методический семинар на конкурс Учитель года Дона-2016 (презентация)


“Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь”.    Китайская пословица.Чайкина Людмила ИвановнаУчитель русского языка и литературыМБОУ Тарасово-Меловской СОШПедагогический стаж : 16 летПервая квалификационная категорияЗакончила Таганрогский государственный педагогический институт,филологический факультет «Формирование речевой культуры учащихся на основе современных технологий обучения русскому языку в рамках введения ФГОС» Условия возникновения и становления педагогического опытаИсходя из требований ФГОС общего образования, ведущая цель обучения русскому языку в школе на современном этапе – это формирование у обучащихся языковой, культуроведческой и коммуникативной компетенции.В примерной программе по русскому языку поясняется, что «метапредметными» результатами освоения выпускниками основной школы программы русского (родного) языка являются: Владение всеми видами речевой деятельности:способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;способность применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Актуальность педагогического опыта К сожалению, современные ученики часто не знают норм литературного языка, стилистически некомпетентны, порой не способны к этической и эстетической оценке письменной и устной речи. Кроме того, смена ценностей, произошедшая в современном обществе, смена ориентиров не могла не сказаться на языке. На речь молодежи влияет, безусловно, низкий уровень грамотности и культуры в целом, воздействуют средства массовой информации, в том числе Интернет-СМИ, в которых безграмотность выдается за норму, а современный молодежный сленг - за литературный язык. Дети сегодня становятся основными потребителями современной поп-культуры. Для них издаются «шпаргалки на каждый день», «готовые домашние задания», «произведения русской литературы в кратком изложении» и т.п. Всё это создаёт среду неблагоприятную и неуправляемую, но оказывающую достаточно сильное влияние на развитие общей и речевой культуры наших школьников. На заключительном этапе школьного обучения задания по ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам школьного курса. Но особое внимание уделяется проверке сформированности речевых умений выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения, а также созданию собственного высказывания, в котором требуется ясно, правильно, последовательно и убедительно выразить свою позицию, точно и уместно использовать разнообразные языковые средства.  Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Причины, которые привели к постановке проблемыФакторы, оказавшие влияние на возникновение и становление педагогического опытаВнедрение ФГОСИзучение литературы по темеКурсовая подготовкаИзучение опыта коллегМониторинг собственного опыта Теоретическое обоснование педагогического опыта Мы, словесники, приводим обучающихся к осознанию того, что родной язык – форма выражения национальной культуры, а они сами – носители великой культуры, великого языка, великого русского слова. Чтобы достичь результатов , необходимо активно внедрять культуру речи в образовательный процесс, используя современные технологические приемы (в рамках реализации ФГОС), формируя культуроведческие компетенции.   Размышления над этими вопросами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов: Л.С. Выготского, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчика, Б. Н. Головина, В. В. Соколовой, А. А. Леонтьева, Ю. Н. Караулова, С. И. Ожегова, Н. И. Жинкина, Ф. И. Буслаева, Н. И. Козлова. Цели и задачи педагогического опытаЦель : расширить представление обучающихся о культуре речи и помочь осознать не только нормативные аспекты, но и сформировать умение дифференцировать речевые ситуации, осуществлять отбор языковых средств, коммуникативных стратегий, этикетных формул речи. Задачи:1. Создать в классе комфортную образовательную среду, способствующую саморазвитию.2. Развивать социально значимые качества личности школьников: речевые, коммуникативные, поведенческие.3. Обучать использованию языка как средства общения и самовыражения. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная технология, технология мастерских, кейс-технология.Я изучила многие из них и активно применяю в своей практике. В данной работе представляю две технологии: проектную и технологию развития критического мышления. Технология педагогического опытаМетод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания.Метод проектов на уроках решает следующие задачи:развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;развитие критического и творческого мышления.Организация проектной деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.Типология проектов: Исследовательские проектыТворческие проектыРолевые, игровые проектыПрактико-ориентированные проектыФормы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет и т.пВнешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат - опыт деятельности - станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Технология развития критического мышления  Из истории …С 1997 г. Технология развития критического мышления посредством чтения и письма (РКМ) в рамках проекта института «Открытое общество» начала свой путь в педагогическом сообществе России;В западной педагогике одними из основоположников направления «Критическое мышление» считаются Халперн Д., Хьюелл Л., Зиглер Д. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др. Критическое мышление — это мышление, которое отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата (Халперн Д.)Базовая модель технологии1.Стадия вызова2.Стадия осмысления новой информации3.Стадия рефлексииРазвитие критического мышления приводит к следующим результатам:Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать имиРазвитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека.Развитие умения анализировать полученную информацию. СИНКВЕЙН (в переводе с французского «пять строк») помогает синтезировать, резюмировать информацию. Почему интересен именно этот прием? Это форма свободного творчества, но по особым правилам. Технология критического мышления учит осмысленно пользоваться понятиями и определять свое личное отношение к рассматриваемой проблеме. Ценность заключается в том, что все это собрано в пяти строках. Так, в нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.Приём КЛАСТЕР («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» — графический прием систематизации. Кластер можно использовать на разных этапах урока:- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;- на этапе ознакомления с новым материалом или для закрепления его– для структурирования этого материала;- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили. Практика реализации данных приемов позволяет говорить о создании устойчивой мотивации для самостоятельной работы по совершенствованию своей речи. У учащихся появляется желание писать и говорить, испытывая эстетическое удовольствие от собственных удачных коммуникативных опытов.  Нам потребуется еще немало усилий по развитию речевой культуры школьников, приобщению их к литературному языку. Только системный, творческий подход к работе даст положительные результаты, которые помогут выпускникам быть успешными и реализовывать себя в любой деятельности в течение всей жизни.