Презентация по логопедии на тему Артикуляционная гимнастика. Звук Л.


Составитель: учитель – логопедМихайлюкова Инна Витальевна Для произнесения звука [Л] необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов; передняя и задняя часть спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад; края языка опускаются и пропускают входящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения: Подошёл малыш к окошку,Он раскрыл его немножко.И, увидев, там рассвет, Прокричал: «Рассвет, привет!»(И. Михайлюкова)Упражнение «Окошечко».Цель. Но учить детей открывать широко рот и удерживать это положение под счёт.Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, сильно высунуть язык и затем спрятать его (Рот не закрывать!). Повторять 5 раз. Говорят, что детвора любит есть блины с утра. Круглый, тонкий иль с начинкой – ароматною малинкой. (И. Михайлюкова)Упражнение «Блинчик».Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном положении.Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до 5. Затем спрятать язычок. Чтобы тесто замесить, силу нужно приложить:Поболтать, помять, пожать, раскатать, сформироватьИ в муке обвалять.Выпекать, смотреть на время, чтоб труды зря не терять. (И. Михайлюкова).Упражнение «Месим тесто».Цель. Выработать умение расслаблять мышцы языка.Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами – та – та - та...; пошлёпать язык губами – пя – пя – пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. А моя сестра Марина очень любит апельсиныИ варенье из малины.Бабушка варенье варит и меня бабуля хвалит. Я собрал ведро малины на варенье для Марины. (И. Михайлюкова)Упражнение «Вкусное варенье».Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка сверху вниз или по кругу. Краткое описание. Вариант 1.Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 5 раз. Вариант 2. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Язык широкий, боковые края его касаются углов рта. У меня индюк живётС виду кроткий, смирный, тихий;Но когда индюк сердит – Это просто динамит:«Блы – блы – блы; бла – бла – бла!Разбегайтесь кто куда!»( И. Михайлюкова)Упражнение «Индюк». Цель. Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. двигать языком по верхней губе вперёд – назад, произнося: блы – блы – блы; бла – бла – бла; блу – блу - блу… Папа смастерил качали.Я позвал друзей, подруг.На качелях полетели,Осмотрели всё вокруг. (И. Михайлюкова)Упражнение «Качели». Цель. Выработать умение менять положение языка с постепенным ускорением темпа.Краткое описание. Улыбнуться, открыть широко рот, растянуть губы в улыбке, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 5 раз. Рот пошире раскрываю, держу улыбку, не теряю. Цок – цок – цок; - цок – цок – цок - мой поскачет язычок.Чётче, громче выполняю – лошадку я изображаю.(И . Михайлюкова)Упражнение «Лошадка». Цель. Укреплять мышцы языка и отрабатывать подъём языка вверх.Краткое описание. Улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна, а прыгал только язык. ( ( Когда ребёнок научится выполнять упражнение правильно, можно предложить ему поиграть в большую и маленькую лошадку. Это же упражнение выполнять, чередуя положение губ (губы «в улыбке» или вытянуть их «трубочкой»)). Язычок убрал за зубки.Спинка выгнулась дугой.Пароход гудит как дудка:«Ы – Ы – Ы!» - зовёт меня он в путь с собой. ( И. Михайлюкова)Упражнение «Пароходик».Цель. Вырабатывать подъём спинки языка вверх.Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить Ы (как гудит пароход). Кончик языка опущен.спинка приподнята к нёбу. Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ, языка с помощью весёлых историй о Весёлом Язычке. На этом этапе ребёнок должен выполнять упражнения 2 - 3 раза. Затем выполняйте упражнения не менее 5 раз. Одновременно не забывайте выполнять упражнения на развитие воздушной струи, голоса, фонематического слуха. Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов артикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают трудности у вашего малыша. Желаю успехов!