Презентация по истории Оттепель духовной жизни СССР (9 класс)


«Оттепель» в духовной жизни в СССР… Вопросы урока: Новые тенденции в культуре,«Оттепель» в литературе,Живопись,Кино,Театр,Образование и наука,«Заморозки» Новые тенденции в культуре1950-60 г. Начало демократизации, т.е. процесс освобождения сферы культуры от жесткого партийного контроля.Обновление духовной жизни страныПоявление новых произведений искусства Частичная свобода творчества Противоречивый характер Литература реабилитация деятелей литературы :А.А. Ахматовой, М.М. Зощенко, О. Э. Мандельштама, Б. Пильняка, И. Бабеля и др.Массовый интерес к поэзии: Е. А. Евтушенко,А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский.Новые жанры, писатели: Д. А. Гранин (Германа) («Иду на грозу» 1962 г.), Ю. Н. Нагибин («Далекое и близкое» 1965 г.), Ю. П. Герман («Дорогой мой человек» 1961 г.); фантазисты: И. А. Ефремов («Туманность Андромеды» 1957 г., «Лезвие бритвы» 1963 г.) и братья А. Н. и Б. Н. Стругацкие («Понедельник начинается в субботу» 1965 г., «Трудно быть богом» 1966. Тема ВОВ :Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.)повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - тема сталинского ГУЛАГа.; И.Эренбург «Оттепель»( 1954).50-е гг. «самиздат»,журнал «Синтаксис» А. Гинзбург.60-х г.запрет публикации, «чуждая» литература:А.П.Платонов « Котлован»,М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», гонение на Б.Л.Пастернака « Доктор Живаго», Нобелевская премия - 1958г. Изобразительное искусство Реабилитировано искусство авангарда рубежа ХIХ-ХХ вв.Организованы Моноэкспозиции живописи Филонова, В. Кандинского, К. Малевича, М.Шагала. «Суровый стиль»: Д. Д. Жилинский(«Молодые скульпторы» 1964 г.), В. Е. Попков («Строители Братской ГЭС» 1961г.)Г. М. Коржнев (триптих «Коммунисты» 1960 г.), М. Сарьян , Б. Иогансон, П. Корин. Выставки современных молодых художников, работавших в нетрадиционном стиле (соц-арт, абстрактный экспрессионизм, фантастический реализм).А. Меламид, Б. Орлов, В. Комар, итд. ( Р. Хауснер)2 декабря 1962 г. – скандал на выставке в Манеже. КИНО И МУЗЫКА. Тема ВОВ: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. «Судьба человека» С. Бондарчука. изображение реальной жизни и реальных характеров: М. Хуциев «Весна на Заречной улице»; А. Зархи «Высота» (с Н. Рыбниковым ) А. Хейфица «Большая семья», «Дорогой мой человек» (с А. Баталовым).интерес к русской классике: по рассказам А. П. Чехова -«Попрыгунья» (1955 г., С. Самсонов), Ф. М. Достоевского - «Идиот» (1958 г.) И. Пырьева; итдМасштабная историческая фреска А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966 г.)экранизация в 1966—1967 гг. романаЛ. Н. Толстого «Война и мир» С. Бондарчуком. Комедии: «Верные друзья» (1954 г., М. Калатозов), «Солдат Иван Бровкин» (1955 г., И. Лукинский) и «Девчата» (1962 г., Ю. Чулюкин).«Карнавальная ночь» (1956 г.) и «Берегись автомобиля» (1966 г.) итд.- И. Рязанов.«Пёс Барбос и необычайный кросс» (1961 г.) «Операция „Ы"» (1965 г.), «Бриллиантовая рука» (1969 г.) - Л. Гайдай.1958 г. – сняты идеологические обвинения с композиторов С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна.Авторская песнь: Высоцкий, Визбор, Окуджава итд. ТЕАТР новые театры: в 1957 г. «Современник» (глав. реж. О. Н. Ефремов) и Театр драмы и комедии на Таганке (1964 г., глав. реж. Ю. П. Любимов) Наука и образование. Нобелевскими лауреатами: Н. Н. Семенов (1956 г., исследование химических цепных реакций), Л. Д. Ландау (1962 г., теория жидкого гелия), Н. Г. Басов и А. М. Прохоров (1964 г., совместно с И. Таунсом, труды по радиоэлектронике, создание первого квантового генератора – мазера). Первая в мире атомная электростанция (1954 г.), мощный в мире ускоритель протонов – синхрофазотрон (1957 г.). Под руководством  С. П. Королева разрабатывалась ракетная техника. В 1957 г. - запуск первого в мире искусственного спутника,12 апреля 1961 - первый полет в космос Ю. А. Гагарина В образовании: Цель: укрепление связи школы и производстваОсновные направления:отказ от обязательного семилетнего образования - введение обязательного восьмилетнего обученияполучение среднего образования через: ШРМ техникумы трёхгодичные средние школы с обязательным производственным обучениемполучение высшего образования только при наличии производственного стажаПоследствия:возрастание текучести кадров на производстве,низкий уровень трудовой и производственной дисциплины молодежи. «Заморозки» Контроль со стороны партии, новые формы воздействия: специальными постановлениями ЦК установлены пределы «свободы творчества», регулярные встречи ЦК с деятелями культуры.Директива Хрущева Н.С. :Интеллигенция должна приспособиться к «новому идеологическому курсу» и служить ему.