Презентация по воспитательной работе Духовно-нравственное воспитание


Духовно-нравственное воспитание , создание здоровье сберегающей среды – необходимое условие в формировании личности школьника, осознанных потребностей ведения здорового образа жизни в условиях современных требований в образованииВыступление на Августовской конференцииучителя филиала МБОУТ СОШ №1 в с. Полетаево Степиной Л.Н. Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается! А.С. Макаренко «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Целью духовно-нравственного воспитания, создания здоровье сберегающей среды обучающихся является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни. Задачи:- формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа; - воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; - воспитание нравственных качеств личности ребёнка; - освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм; - приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям;- формирование осознанных потребностей ведения здорового образа жизни. Национальные ценности:– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание. Нравственный портрет идеально воспитанного школьника Добрый, не причиняющий зла живомуЧестный и справедливыйЛюбящий и заботливыйТрудолюбивый и настойчивыйТворящий и оберегающий красоту мираСтремящийся к знаниям и критично мыслящийСмелый и решительный Свободолюбивый и ответственныйСамостоятельный и законопослушныйЧувствующий свою связь со своим народом, страной, культуройБережно относящийся к слову, к своим речевым поступкамПатриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)Толерантный (уважающий других, не похожих на него)Ведущий здоровый образ жизни Как получить новый образовательный результат?Традиционный взглядВоспитание - передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизведение новыми поколениями. Школа будущегоВоспитание - активное социальное взаимодействие взрослых и детей в сфере их совместного бытия (со-бытия). Участники-субъекты воспитанияшколасемьяОбщественные организацииучреждения дополнительного образования, культуры и спортаСМИТрадиционные российские религиозные объединения. Направления воспитательной программыВоспитательная программаУрочная деятельностьВнеурочная деятельность (культурные практики)Внешкольная деятельность (социальные и культурные практики)Семейное воспитаниеИзучение культурологических основ религий Урочная деятельностьВ содержании учебных предметов важное место теперь играют не столько обучающие задачи, а в первую очередь - воспитательные. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию Внешкольная деятельностьВнешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.  — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Семейное воспитаниеПроцессы школьного и семейного воспитания необходимо объединить. Каждая воспитательная подпрограмма должна содержать систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Трудности- Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. - Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся. - Поэтому невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость. - Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали. Вопрос духовно-нравственного воспитания, формирование осознанных потребностей ведения здорового образа жизни детей является одной из ключевых проблем Выбор нравственных образцов Практическая работаПроцесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, не будет органичным без процесса развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей, без формирования осонанных потребностей ведения здорового образа жизни. Основа духовно-нравственного развития, воспитание и социализация личности определяются как система базовых национальных ценностей, что имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране.В сфере общего образования духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит наиболее системно, последовательно и глубоко. Незабываемые дне в «Орленке»Восьмиклассник Алексей Кизеев стал победителем муниципального и регионального , а также заочного федерального этапов Всеорссийского конкурса декоративно - прикладного творчества и изобразительного искусства . Именно ему выпала честь представлять Тамбовскую область на очном этапе этого конкурса. Педагог-руководитель – Кизеева Э.С. Победители муниципального этапа конкурса «Декоративно-прикладное искусство»: Черствилов р., Проваткина О., Татыркина Н., Бутырская Л., Кизеев А (Руководитель- Кизеева Э.С.) На экскурсии в Ивановке. Музей-усадьба С.Рахманинова На экскурсии в Военно-выставочном комплексе. На празднике «Гимн литературе»