Презентация по профессиональной ориентации школьников Основы выбора профессии


Основы выбора профессииРазработала:педагог-психолог МОУ «СОШ № 14» г. ВологдыХахлина Анна Александровна Что такое профессия? ПрофессияПрофессия – это род трудовой деятельности, требующий специальной подготовки, знаний и опыта и являющийся обычно источником существования. Профессиональное самоопределение Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в статье 37 Конституции РФ. В ней говорится: «Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию». Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.Профессиональное самоопределение «8 углов» профессионального самоопределенияИНСКПСПТПУЛППСПУП «8 углов» профессионального самоопределенияПозиция старших членов семьи (ПС)Позиция товарищей (ПТ)Позиция учителей (ПУ)Личный профессиональный план (ЛПП)Способности (СП)Уровень притязаний (УП)Информированность (ИН)Склонности (СК) Этапы профессионального самоопределенияЭтапы, классыЗадачи I-IV классыФормирование трудолюбия, интереса к проблеме выбора профессии и мечты о профессииV-VII классыФормирование профессиональной направленности, устойчивых профессиональных интересов и предварительного выбора будущей профессииVIII-IX классыФормирование профессионального самосознания и осознанного профнамеренияX-XI классыФормирование профессионального стремления и готовности к его реализации Профессиональное самоопределение – начальное звено профессионального развития личностиПроф. самоопре-делениеПроф. подготов-каПроф. адаптацияПроф. мастер-ство Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний.Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни. Ошибки при выборе профессии- увлечение внешней или частной стороной профессии;- выбор «за компанию» с друзьями;- незнание пути получения профессии;- перенос отношения к человеку – представителю той или иной профессии – на отношение к самой профессии;- отождествление школьного учебного предмета с профессией;- незнание содержания профессии, выбор профессии по ее внешним признакам; Ошибки при выборе профессии- устарелое представление о характере труда в сфере материального производства;- выбор профессии на всю жизнь;- увлечение «модными» и «престижными» профессиями;- неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности);- неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих физических качествах (тип нервной системы, темперамент, состояние здоровья). Факторы выбора профессииНАДОМОГУХОЧУПроф. интересы, склонности Состояние здоровья, Проф. квалификация, Проф. способностиСпрос на рынке труда,Возможности трудоустройства НадоХочуМогуВыбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» - «надо» Факторы оптимального выбора профессиихочунадомогуОптимальныйвыборпрофессии Личный профессиональный планЛичный профессиональный план – это обоснованное представление об избираемой области трудовой деятельности, способах овладения будущей профессией и перспективах профессионального роста. Структура ЛПППо мнению Е.А.Климова, профессиональный план должен содержать:главную цель;ближайшие задачи;более отдаленные цели;пути и средства достижения ближайших целей;внешние сопротивления на пути достижения цели;внутренние условия достижения цели;запасные варианты. Схема ЛПП{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Главная цельЧем буду заниматься, кем буду, где буду, чего достигнуБлижайшие задачиПервая область деятельности, работаБолее отдаленные перспективыЧему и где учиться, перспективы повышения профессионального ростаПути и средства достижения целиИзучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведениеВнешние сопротивления на пути достижения целиТрудности, возможные препятствия, противодействия тех или иных людейВнутренние условия достижения целиСвои возможности: состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, другие личные качестваЗапасные варианты и пути их достиженияНапример: «Не пройду по конкурсу в колледж – попробую поступить на ту же специальность в ПУ» Рекомендации по выбору профессии Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности пользуются спросом на рынке труда в регионе, где вы проживаете. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя (склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущения, воображение, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку). Выбрать наиболее привлекательную и подходящую для вас профессию. Рекомендации по выбору профессии Подробно изучить эту профессию: ознакомиться с описанием профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста. Найти возможность практически попробовать свои силы в этой профессии (на уроках технологии, занимаясь в кружках по интересам, студиях, секциях). Рекомендации по выбору профессии Сравнить полученные знания о профессии со своими профессиональными возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами.  Продумать запасной профессиональный вариант. Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве. Желаем успешной профессиональной деятельности!