Презентация на тему Рефлексия как этап современного урока


Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОСМетодический семинар Цельповысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся Задачи:-познакомить с понятием «рефлексия»;-дать представление о классификации рефлексии;-показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках-создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса. Притча «Все в твоих руках» Видеоролик … Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным.  Ребенок должен чувствовать себя:ЛЮБИМЫМНУЖНЫМУСПЕШНЫМ

Что такое рефлексия?Слово «рефлексия» происходит от латинского reflexio- обращение назад.Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)Рефлексия – размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. (Современный словарь иностранных слов) Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Классификация рефлексии:1) По содержанию: Устная и письменная2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал),духовная (стал лучше - хуже, созидал или разрушал). Классификация приёмов рефлексии1.Рефлексиянастроения и эмоционального состояния2.Рефлексия деятельности3. Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия настроения и эмоционального состояния«Солнышко и тучка»Хорошее Нормальное Плохое настроение настроение «Гномик»Весело Грустно «Яблоня»Красное яблоко- чувствую себя хорошо Зеленое яблоко- мне некомфортно « Букет настроения» Красный – вы стремитесь к лидерству, вам не хватает новых завоеваний и побед. Возможно, в данный момент вам недостает ярких эмоциональных впечатлений. Оранжевый – знак возбуждения нервной системы. Это значит, что вы созрели для каких-то серьезных перемен в жизни.Синий – вам нужна сильная разрядка и полноценный отдых.Зеленый – символизирует потребность в самоутверждении, тягу к знаниям или желание карьерного роста. Голубой – мечтаете о чем-то романтическом, возвышенном, далеком. Вы хотите быть максимально открытым, правдивым. Жёлтый-оптимизм переполняет Вашу душу и заставляет сердце стучать быстрее. Вы расслаблены и полны мечтами об удаче. Розовый – вам не хватает нежности и легкости. Вероятно, вы немного устали от серьезной работы, четких планов, вас тянет к чему-нибудь беззаботному. «У природы нет плохой погоды» Сегодня на уроке я научился…Своей работой на уроке я …Урок заставил меня задуматься о …А особенно мне удалось …Я понял, что …Мне было интересно, потому что …Для меня стало открытием, что …Мне показалось важным … Рефлексия содержания учебного материала«Закончи предложение» «Плюс. Минус. Интересно»Плюс (+)Минус (-)Интересно Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение. В графу “+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу “–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу “интересно” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно «Таблица»-фиксация знания или не знания о каком либо понятииЗнаю УзналХочу узнать «Пятёрочка»Большой Что понравилось?Указательный Что узнал(а) нового?Средний Над чем задумалась?Безымянный Что возьму себе в копилку?Мизинец Что еще хотелось бы узнать? «Аргументация своего ответа» 1.На уроке я работал……..потому что……… 2.Своей работой на уроке я……… 3.Урок для меня показался……. 4.За урок я….. 5. Материал урока мне был……… 6. Мое настроение…….. Мне ещё нужно много работать над тем, чтобы достичь больших результатовУ меня есть небольшие результаты и на достигнутом я останавливаться не собираюсь. Я достиг больших высот.Рефлексия деятельности«Лесенка успеха» «Дерево успеха»3-4 ошибкиНет ошибок1 ошибка «Поезд»Словарнаяработа Фонетический разборИзучение нового материалаРабота вгруппах Смайлики «Светофор»На уроке затруднялся, надо повторить ещё разНа уроке было трудно, ничего не понятноНа уроке было комфортно, всё понятно 1. На уроке я работал2. Своей работой на уроке я3. Урок для меня показался4. За урок я5. Мое настроение6. Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажетсяактивно / пассивнодоволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересным / неинтереснымАнкетирование «Выбор»Учащимся предлагается поставить на значок + на линии в том месте, которое отражает их отношение к занятию и степень участия в уроке:1. Я считаю, что занятие было интересным___________________скучным.2.Я научился многому_______________________малому.3. Я думаю, что слушал других внимательно__________________невнимательно.4. Я принимал участие в дискуссии часто_________________________редко.5. Результатами своей работы на уроке я доволен______________________не доволен. Синквейн Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хокку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу.Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:1 строка – тема или предмет (одно существительное);2 строка – описание предмета (два прилагательных);3 строка – описание действия (три глагола);4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Стихотворение, состоящее из пяти строк Синквейн1.Рефлексия.2.Индивидуальная, коллективная. 3. Развивает, обучает, оценивает.4.Обязательный этап урока5.Самоанализ  Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети быть должны.Желаем детских лучистых улыбок,Ученических тетрадок без ошибок,Пусть ваши идеи, мечты о прекрасном,Уроки, затеи не будут напрасны!