Рефлексия на уроках в начальной школе


Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школеУчитель начальных классов Чойч Т.Е «Тот, кто сумел отрефлексировать действительность, тот и получает преимущества в движении вперед » Евгений Доманский  Цель : Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся Что такое рефлексия? Рефлексия (от лат. reflexio —обращение назад) —способность человеческого мышления к критическому самоанализу. Рефлексия в педагогике Самоанализ деятельности и ее результатов Классификация рефлексии по целям Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Дневник настроения № Список учащихся 1 2 3 4 5 8 9 10 11 12 15 16 17 18 19 22 23 24 25 26 29 30 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 красный цвет – радостное, восторженное настроение. синий цвет – грустное настроение, усталость, желание отдохнуть. зелёный цвет – хорошее настроение. фиолетовый цвет – беспокойное, тревожное настроение. коричневый цвет – уныние, беспокойство. Образная рефлексия. Весёлый мишка Грустный мишка * Рефлексия настроения и эмоционального состояния * Цветик – многоцветик Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.  У учащихся две карточки: зелёная и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. «Цветные карточки». 2. Рефлексия деятельности Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока. Дерево творчества По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды. * Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). * «Волшебная палочка».-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?) «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.  Вид задания Отметка Фамилия, имя ученика________ 5. Закрой глаза Обычно предлагается делать в конце урока. Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:- Что нового я узнал сегодня на уроке?- Что было особенно интересным и познавательным?- В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём? Лист достижений Соблюдал чистоту в школе Готов ко всем урокам Не опоздал на урок Хорошо вел себя на перемене В человеке всё должно быть прекрасно… 3. Рефлексия содержания учебного материала. Эта рефлексия используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭКРАН Сегодня на уроке я … я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что…Я приобрёл… «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» - «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке. «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Светофор. Зелёный цвет – побольше таких дел. Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.Красный цвет – дело не понравилось. * СИНКВЕЙН Синквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Здоровье.Крепкое, душевное.Сохраняется, поддерживается, нарушается.Состояние любого живого организма.Самочувствие. Здоровье.Слабое, индивидуальное.Восстанавливается, лечится, достигается.Здоровье дороже золота.Человек. Здоровье.Научная, популярная.Снимается, выходит, показывается.Программа на Первом канале.Телепередача. Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе). Учитель: - Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья. - Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р.Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки. - Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.    * SMS Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал. * ФОТОРЕФЛЕКСИЯ *