Методическое объединение Тема : Рефлексия на уроках в начальной школе


РЕФЛЕКСИЯВиды и приемы рефлексии на уроках в начальной школе Учитель начальных классов Безуглова Г.В.МАОУ Сош. №4 Тюменской области г. Ялуторовска 2014 г. Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей — обращение внимания субъекта на самого себя и на своё, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:физическую (успел – не успел);сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия настроения и эмоционального состояния Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Надо повторить ещё раз Совсем не понятно Всё легко и просто “Светофор” 3-4 ошибки Нет ошибок 1- 2ошибки «Дерево успеха» «Поезд» Словарнаяработа Фонетический разбор Изучение нового материала Работа вгруппах На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели. эмоционально-художественная рефлексия:• Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков. Эмоционально-художественная рефлексия «Роза ветров» «10 БАЛЛОВ» «я» «МЫ» «ДЕЛО» 0 10 0 10 «Фразеологизмы»Оцените фразеологическим оборотом свои ощущения: - каша в голове - ни в зуб ногой - светлая голова «Фразы»Урок полезен, все понятно.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.Еще придется потрудиться.Да, трудно все-таки учиться!Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока. Чемодан, мясорубка,корзинаНа доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.       Мясорубка – информацию переработаю.        Корзина – всё выброшу.Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке. Лесенка успеха Место:в течение урокаили в конце Цель:осмысление способов и приёмовработы с учебным материалом Цель: выявление уровня осознания изученного материала Место: в течение урока или на этапе подведенияитогов Рефлексия содержания учебного материала 1. Прием незаконченного предложения.2. Прием «Выбор афоризма или пословицы3.Рефлексия достижения цели.4.Синквейн5.Рефлексивный экран6.Анкета7.Моделирование или схематизация 8.Табличка Понятие Знал Узнал Хочу узнать9.Кластер (гроздь) 10.Пометки на полях («+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать ) 11.Шпаргалка12. Ранжирование13.Восстановление деформированного высказывания, правила, текста 14.Письменная дискуссия15.Бортовой журнал 16.Рефлексивные сочинения 17. Вопросы с целью содержательной рефлексии Сиквейн - первая строка – название темы (одно существительное);- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы. Дедушка Мазай и зайцы. Добрый, бедные. Плыл, спас, чуть не утонули. Дед Мазай спас зайцев. Молодец! Друг животных. 1.На уроке я работал2.Своей работой на уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение6.Материал урока мне был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволенкоротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужепонятен / не понятенполезен / бесполезенинтересен / скученлегким / трудныминтересно /не интересно Рефлексивные сочинения Примерный план рассуждений ребёнка в соответствии с этапами урока:Сначала мы рассуждали так…Потом мы столкнулись с проблемойЗатем мы наблюдали (сравнивали, делали)….Мы увидели (поняли)…Значит…Теперь мы будем… Вопросы с целью содержательной рефлексии Как бы вы назвали урок?Что было самым важным на уроке?Зачем мы сегодня на уроке…?Какова тема сегодняшнего урока?Какова цель урока?Чему посвятим следующий урок?Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?Что для тебя было легко (трудно)?Доволен ли ты своей работой?За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников? Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):Что мы хотели выяснить на уроке?Что нам удалось узнать?Мы ответили на поставленный вопрос?Что будем делать завтра?Что было самым важным на уроке?Кто хочет кого-нибудь похвалить?«Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах) Индивидуальная и коллективная рефлексия Индивидуальная письменная (личностная) рефлексияПриём «Что, если…?»  Тема урока: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»Что если бы Иванушка не напился воды из копытца? Что если бы ты оказался на месте купца? Коллективная или групповая рефлексияопорные слова и фразы для высказываний:Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, рассказывал, подружились, друг и т. п. .Мы учились вырезать…,Саша мне помог решить…, Многие молчали…, Мы вместе рисовали…,Мы хотели написать… . Рефлексия является обязательным условием саморазвития учителя. - Что я делаю?- С какой целью?- Каковы результаты моей деятельности?- Как я этого достиг?- Можно ли сделать лучше?- Что я буду делать дальше?