Презентация на тему Рефлексия на уроках русского языка


Рефлексия как этап урока русского языка Мажарова Г.Г. , учительрусского языка и литературысредней школы №1 г. Елабуги Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех. Цель мастер – класса: продемонстрировать виды рефлексии на современных уроках и основные способы организации и работы с ней (на примере нескольких форм рефлексии) Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Цели и задачи этапа рефлексии на уроке В результате взаимодействия по типу «учитель-ученик», «ученик-ученик» инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, а также своей деятельности на уроке.Обеспечить усвоение школьниками принципов саморегуляции и сотрудничества. Организация рефлексивной деятельности на уроке - подготовка к  развитию необходимых современной личности качеств: Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно. Виды учебной рефлексии, отражающей четыре сферы человеческой сущности - физическая (успел – не успел); - сенсорная (самочувствие: комфортно – дискомфортно); - интеллектуальная (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал); - духовная (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя или других). Рефлексия настроения и эмоционального состояния Место: начало урокаЦель: установление эмоционального контакта Приемы рефлексии настроения и эмоционального состояния Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось «Светофор» Рефлексия деятельности Место: в течение урока или в конце урокаЦель: осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом Рефлексия деятельности «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось. «Незаконченное предложение» сегодня я узнал…было интересно…было трудно…я выполнял задания…я понял, что…теперь я могу…я почувствовал, что…я приобрел…я научился…у меня получилось … Рефлексия содержания учебного материала Место: в течение урока или в конце урокаЦель: выявление уровня осознания изученного материала Приемы рефлексии содержания учебного материала 1. Оценка «Приращения» знаний и достижения целей Высказывания: - Я не знал…; - Теперь я знаю…. 2. «Чемодан, мясорубка, корзина» Все пригодится Информацию Все выброшу переработаю Приемы рефлексии содержания учебного материала 1. «Плюс-минус-интересно» 2. Синквейн 3. Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии Плюс Минус Интересно Понятие Знаю Хочу узнать Узнал Синквейн 1. Причастие.2. Сложное, интересное.3. Украшает, распространяет, указывает.4. Можно использовать в сочинении-описании.5.Книжность. Синквейн 1. Причастие.2. Трудное, непонятное.3. Образуется, страдает, выполняет.4. Придется идти на дополнительное занятие.5. Жесть! Синквейн 1. Причастие.2. Образное, выразительное.3. Уточняет, конкретизирует, сжимает.4. Живописно передает действие.5. Оборот. Духовная рефлексия (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя или других) Комплекс упражнений, направленных на развитие духовной рефлексии1. Автопортрет2. Карусель3. Три имени4. Качества5. На какой я ступеньке? Правила создания синквейна 1 строка – имя существительное, тема синквейна2 строка – два имени прилагательных, раскрывающих тему3 строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна4 строка – фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых высказывается своё отношение к теме5 строка – слово-резюме, дающее новую интерпретацию темы, позволяющее выразить к ней личное отношение. Педагогическая рефлексия - способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети и другие люди. В центре педагогической рефлексии - осознание того, что школьник воспринимает в учителе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия педагога. Рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика Формула удачи: улыбка - настроение – вера в себя - результат