Пед. проект социально-педагогическая поддержка детей группы риска


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Первомайская средняя общеобразовательная школа» Работа по профилактике правонарушений предполагает целый комплекс социально – профилактических мер, которые направлены как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого- педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с «трудными» подростками является создание единого воспитательного пространства. Взаимосотрудничество с родителями и взаимодействие с другими профилактическими организациями позволяют совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.Организация досуга обучающихся, приобщение к полезной деятельности, развитие коммуникативной культуры, повышение уровня самосознания, коррекционная работа с подростками и семьей – важные и лучшее средства профилактики и предупреждения правонарушений. ПРОБЛЕМЫ Низкая рождаемость, растущее количества разводов, появление большого числа неполных семей, чрезмерная занятость родителей на работе, перегруженность бытовыми вопросами;Увеличение детей-сирот и «социальные сироты»Дети и семьи, находящихся в трудном положении Непонимание проблемы со стороны родителей;Нежелание обучающихся принимать участие в профилактических мероприятиях. 1. Изучение методической литературы. Вывод: анализ психолого-педагогической литературы показал, что однозначного отношения к проблеме нет.Сотрудничество с педагогом - психологом школы, классными руководителями, учителями-предметниками, родителями для составления анкет, проведения мониторингов, позволяющих выявить и работать с детьми «группы риска». Выбор методов и средств для реализации проекта. Можно предположить, что реализация проекта, направлена на подростков определенной категории, позволяет реализовать как комплексный, так и индивидуальный подход и является эффективной технологией при работе с подростками с девиантным поведением. Социально-педагогическая поддержка семей и обучающихся «группы риска» в условиях образовательного учреждения,осуществление воздействия социального педагога на учащихся и их семьи, в процессе разрешения проблем социализации ребенка на базе школы Цель социально-педагогического сопровождения образовательного процесса в школе: Задачи: раннее выявление детей, испытывающих затруднения в обучении и  определения условий для ослабления и преодоления имеющихся у них недостатков развития; осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом; Задачи: оказание помощи педагогам школы в работе с детьми, имеющим те или иные отклонения в развитии; проведение специальной работы с детьми, направленной на коррекцию, имеющихся у них недостатков. Основные сферы деятельности социального педагога: Работа в школьном коллективе предполагает Участие в мероприятиях по воспитанию, обучению, профилактики и разрешении конфликтов; Установление гуманных, нравственно здоровых взаимоотношений детей и взрослых; Выявление интересов, потребностей, трудностей, конфликтных ситуаций, помощь в их устранении. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. Работа в школьном коллективе предполагает Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка; Привлечение к воспитанию подростков общественных и социальных институтов общества. Профилактика жестокого обращения с детьми. Участие соц.педагога в профессиональной ориентации подростков. Работа с семьей: Социальный педагог при работе с семьёй выступает в трех основных ролях:Советник- рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.Защитник - защищает права ребенка. Формы социально - педагогической помощи семье Социальный патронаж - посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями.Консультационные беседы (индивидуальные и групповые) Социально - педагогический мониторинг семьи - это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений. Работа в социуме: Изучение особенностей микрорайона, его воспитательного потенциала; Налаживание взаимодействия государственных организаций в интересах воспитания ребенка. Выявление и работа с беспризорными и безнадзорными детьми в микрорайоне школы диагностическая (изучение личности учащихся, их семей и степени влияния микросреды); прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи); организационно-коммуникативная(психолого-педагогическое просвещение родителей); правозащитная (поддержка учащихся их семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); предупредительно-профилактическая(профилактика девиантного поведения учащихся); социально-бытовая(оказание нуждающимся семьям материальной помощи); социально-психологическая (осуществление неотложной социально-психологической помощи); организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для учащихся и их семей). Диагностика деятельности: Организация педагогически направленного наблюдения, анкетирования, собеседований; Привлечение к диагностической работе педагогов – психологов, классных руководителей; Проведение мониторинговых исследований; Анализ и принятие решений (планирование социально-педагогической поддержки). Организационная деятельность: Организация содержательного досуга учащихся через систему творческих объединений дополнительного образования; Помощь в организации каникулярного отдыха детей; Организация рабочих мест для подростков; Профориентационная работа . Охранно-защитная деятельность: Организация правовой информированности детей, родителей, педагогов; Изучение нормативно-правовых документов о правах ребенка; Проведение дней и неделей правовых знаний; Принятие мер к взрослым, вовлекающим подростков в противоправные дела, жестоко обращающимся с детьми. Предупредительно — профилактическая деятельность: Организация работы в тесном контакте с КДН при районной администрации, с  ПДН МОМВД России «Первомайский»; Использование возможностей органов образования, правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения, общественных организаций. Результаты: - уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками; - формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни;- Формирование гражданско-патриотической позиции;- повышение социальной активности и заинтересованности молодых людей;- удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время. 1. Участие в муниципальном конкурсе докладов с докладом на тему: «Актуальные проблемы профилактики девиантного и делинквентного поведения»; 2. Участие в работе IX Всероссийского Интернет-педсовета, участие в конкурсе с докладом на тему «Социальная адаптация ребенка как цель деятельности и критерий эффективности работы педагога». (http://pedsovet.org/mtree/task,listcats/cat_id,786/Itemid,118/limit,10/limitstart,80/) Выступление на августовской педагогической конференции на тему «Состояние профилактической работы с «трудными» подростками и неблагополучными семьями, формы воспитательной и профилактической работы с учащимися девиантного поведения» (презентация) 3.Отчет о реализации проекта на муниципальном уровне по теме: «Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска»3. Выступление на педагогическом совете «Организация работы школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (презентация)4.Семинар на муниципальном уровне «Взаимодействие по профилактике безнадзорности и правонарушений в работе с семьями, состоящими на учете, в рамках реализации Федерального закона №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( приложение презентация) Реализация проекта показала, что гипотеза верна. Комплекс педагогических условий, направленных на пропаганде здорового образа жизни, профилактике вредных привычек, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, способствует развитию и реализации намеченных планов в образовательном пространстве школы. 1.Социальный паспорт школы.2. Программа по профилактике правонарушений.3. План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы как приложение к плану воспитательной работы:педсоветы, совещания ,семинары по вопросам профилактики;профилактические операции, рейды;совместная работа с субъектами профилактики;планы проведения месячников, Дней профилактики и др.;план проведения родительского всеобуча;тематика общешкольных родительских собраний. Перечень документов ОУ по вопросам профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних 4. Документация , регламентирующая деятельность Совета профилактики:приказ о составе Совета;план работы Совета профилактики правонарушений;протоколы заседаний совета профилактики.5.План работы и протоколы заседаний МО классных руководителей.6. Нормативно-правовая база по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних:7. Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях (с изменениями на 1 декабря 2007 года) (извлечение со ст.ст.5.35.;6.1.;6.8.;6.9.;6.10.;6.11.;6.12.;6.13.;7.27.;19.13.;20.1.;20.20.;20.21.;20.22.); 8. Федеральный закон от 24.06.1999 г №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( с изменениями от 13.01.2001 г.,07.07.2003 г.,29.06.22.08.,1,29.12.2004 г.)(извлечение ст. с 1 по 8.1.; с 9 по 31.; 31.1;31.2.;31.3. ; включительно ; 32); 9. Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г.;10. Федеральный закон РФ « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 26.05.1995 г.; 11. Указ Президента РФ «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2010 года (национального плана действий в интересах детей)»;12. Международный документ «Декларация прав ребенка»;13. Международный документ «Всемирная декларация об обеспечении выживания и защиты интересов ребенка » от 30.09.1990 г.;14. Международный документ «Конвенция о правах ребенка» от 26.01.1990 г. Положение о Совете профилактики;Положение о шефах-наставниках;Положение о постановке обучающихся школы на внутришкольный контроль ;Положение об учете неблагополучных семей ;Положение о школьной координационной комиссии;Положение об общешкольном управляющем совете ;Положение об общественном инспекторе по охране прав детства;Положение о социально-психологической службе; Локальные акты ОУ , регламентирующие профилактическую работу: Положение о посещении занятий учениками и педагогами школы;Положение об организации дежурства в школе;Положение о дополнительном образовании в воспитательной системе школы;Положение об организации спортивных соревнований, смотров, конкурсов, проводимых в школе и др.;Правила поведения в школе; Устав школы;Правила внутреннего трудового распорядка и др. Статистические данные;Отчеты;Справки;Протоколы совещаний;Протоколы заседаний совета профилактики. Журнал занятости проблемных обучающихся и подростков ОУ, состоящих на учете на каникулах и в летний период .Журнал контроля посещаемости обучающимися учебных занятий. Информационно-аналитическая информация: общие сведения о школе;аналитическая справка ОУ;график работы кружков и секций ОУ размещаются все необходимые списки и сведения об учащихся по данному направлению:список многодетных семей;список малообеспеченных семей;список детей, находящихся на опеке;список неполных семей; В социальном паспорте школы кроме общих разделов: План работы по профилактике правонарушений обучающихся школы ( приложение к плану воспитательной работы) состоит из таких пунктов: № п/п ; 1.Запланированные мероприятия; 2. Ответственные за выполнение; 3. Отметка о выполнении. В нашей школе действует социально -психолого-педагогическая служба, обеспечивающая психолого-педагогическое и социальное сопровождение ребенка на протяжении всего периода обучения, а родители всегда могут получить полезные советы или индивидуальные консультации по проблемам воспитания и обучения у социального педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, педагогов, хорошо знающих проблемы семейного воспитания и особенности развития ребенка. Педагогический коллектив и администрация школы стремятся работать по данному направлению в тесной взаимосвязи не только друг друга, но и с другими структурами района. Мы стремимся использовать различные формы и методы сотрудничества с родителями , вовлекая их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на социально-психологическую адаптацию проблемных детей, повышение родительского авторитета. Терпение, уважение и доверие - на этих качествах строятся отношения педагогов и родителей в нашем коллективе. Проект высокоэффективен, малозатрачен, можно рекомендовать использовать в общеобразовательных учреждениях любого типа для профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Информационные источники 1.Беличева С.А. Социально – педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков// Вестник психосоциальной и коррекционно – реабилитационной работы, 2005 №1.2.Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологи / Под редакцией Н.Е. Щурковой, М.2008г.3.Галагузова М.А., Шеланков В.Е. Кто защитит ребенка в школе// Педагогика 1999, №54. Кабышев О.А. Права родителей и детей. – М., 2007.5. Куган Б.А. Социально – трудовая адаптация детей социального риска. – Курган; Челябинск, 2005. Информационные источники 6. Охрана прав несовершеннолетних: Из практики работы органов управления образования Тамбовской области.7. Социальноые технологии урегулирования конфликтов: учебное пособие/ Под редакцией А.Б. Белинской. – М.20008. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2009. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.ritm:9. Информационно- методический журнал для тех, кто работаетс молодежью «Инспектор по делам несовершеннолетних». – М.2011 №1-12 Презентации Презентации Права ребенка -презентация Права ребенка — свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, не достигшее 18 лет. Государство взяло на себя обязательство защищать детей, поэтому они имеют такие же права, как и взрослые. Выполнила обучающаяся 11–б классаМБОУ Первомайская СОШ» Жукова АнастасияРуководитель: социальный педагог Антипова Т.Н.