Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста


«Марийский фольклор как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста». Руководитель проекта: Абрамова Е.А., воспитатель. Участники проекта: дети старшей группы, родители.Педагогический проект Актуальность проекта В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа. Родители наших дошкольников, к сожалению, не знают устное народное творчество марийского народа, где имеются созданные веками способы и приемы воспитания, обучения подрастающего поколения. Изучение марийских народных традиций воспитания позволяет сделать вывод о том, что народ мари всегда стремился к развитию всех сторон личности ребенка и сегодня именно этого не хватает нашим детям. Анкетирование родителей«Марийский фольклор в нашей жизни» Теоретическая база проектаГ.Н.ВолковА.Ф.АфанасьевУшинскийВ.Ф.Аникин Цели и задачи проекта: Цель проекта: проверить эффективность влияния марийского фольклора на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста.Задачи проекта: 1. Формировать представление о душевном богатстве, красоте и разнообразии культуры родного края через фольклорные произведения;2. Воспитывать уважительное отношение к марийским народным традициям и обычаям;3. Развить самостоятельность в познании окружающего мира посредством марийского фольклора;4. Объяснить родителям значимость марийского фольклора в развитии ребенка и привлечь их к совместной работе;5. Объединить усилия воспитателей, родителей в вопросах формирования познавательных способностей детей посредством марийского фольклора;6. Подобрать и составить картотеку произведений устного народного творчества для использования в совместной деятельности воспитателя с детьми, при организации режимных моментов;7. Разработать и выпустить совместную работу воспитателя с родителями в виде альбома, куда войдет весь используемый фольклорный материал;8. Систематизировать работу по использовании марийского фольклора в развитии познавательных способностей детей.  Ожидаемый результат: - включение произведений марийского фольклора в планы воспитательной и образовательной работы;- повышение интереса дошкольников к истории культуры и быта народа мари и к марийскому фольклору; - рост познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством марийского фольклора;- повышение педагогической компетентности родителей по вопросам развития познавательных способностей детей;- в группе оборудована предметно-развивающая среда, стимулирующая познавательную активность дошкольников;- дополнен музей старинными бытовыми атрибутами, марийскими костюмами и вышивками;- совместный выпуск буклета и альбом марийского фольклора старших дошкольников. Этапы реализации проекта: I этап - подготовительный (октябрь - ноябрь 2014 г.);II этап – основной (практический) (декабрь 2014 г. – апрель 2015 г.);III этап - итоговый (май 2015 г.). Виды деятельности:- чтение и разучивание стишков, считалочек, небылиц;- разгадывание загадок;- инсценировка марийских народных сказок;- разучивание песен и частушек;- проведение мини - экспериментов, доказывающие правоту народной мудрости;- проведение марийских народных игр и забав;- домашнее задание : визит с родителями в музей поселка, беседа с бабушками и дедушками об их детских забавах и играх; - знакомство с традициями и обычаями народа мари с использованием ИКТ(презентации), посещения музея детского сада "Марийская изба", рассматриванием картин и фото;- проведение обрядных праздников народа мари таких, как "Шорыкйол», «Уярня» ,«Кугече»;- совместный с родителями выпуск буклетов и альбома марийского фольклора ;- проведение семейной гостиной «В гостях у бабушки». Работа над проектомОзнакомление с традициями и обычаями народа мари;подбор произведений марийского фольклора;проведение марийских народных игр. Встреча с бабушкамиБеседа с бабушками: « Какие игры и забавы проводили в молодости?» «Мои песенки и частушки». Создание картотеки произведений народного творчества1. Картотека стихов, сказок,пословиц и поговорок. 2. Картотека дидактических и подвижных игр. Проведение календарно-обрядного праздника «Шорыкйол»1.Народные гадания.2. Исполнение песни «Шорыкйол». 1. Игра «Уштым кырен».2. Марийский танец «Айста куршталтена».3. Чтение стихов. Пополнение музейного фонда Совместная работа Анкетирование родителей«Марийский фольклор в нашей жизни» Результаты проекта На сегодняшний день на основе анализа подготовки и проведения фольклорного праздника « Шорыкйол», в ходе освоения старшими дошкольниками традиций марийского народа у детей сформированы первые представления о культуре своего народа, обогатился словарный запас, уже лучше развиты у дошкольников коммуникативные навыки, патриотическое чувство, появились практические исполнительские навыки и умения, т. е. дети чувствуют себя увереннее на общих мероприятиях, народных праздниках, на выступлениях перед публикой. Практическая значимостьВо все времена изучению марийского фольклора уделяли очень мало внимания. Настоящая работа может послужить наглядным примером для внедрения марийского фольклора в образовательную и воспитательному область и дальнейшего изучения роли марийского фольклора в воспитании детей дошкольного возраста для педагогов. Может способствовать восполнению пробелов в исследовании некоторых аспектов марийского устного народного творчества.. Список литературы: 1. Иванова Ю. Я. «Йочасадыште икшыве – влакым марий калыкын илыш – йулаже да ойпогыжо негызеш ончен куштымаш». Йошкар – Ола. 1995 г. 2. Китиков А. Е. « Калыкмут». Йошкар – Ола, 1981 г. 3. Китиков А. Е. « Марий калык модыш». Йошкар – Ола. 1980 г. 4. Петухова А. Н. Диссертация « Марийский детский фольклор». Йошкар – Ола, 2002 г. 5. Сапаев В. Ф., Исенеков В. Б., Захарова В. С. « Йочасадыште». Йошкар – Ола, 1929 г. 6. Ушинский К. Д. « Педагогические сочинения в 6 томах». М. : Педагогика. – 1988. Т. 2. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!