Педагогический проект на тему «Формирование духовно-нравственной культуры школьника в рамках преподавания курса ОРКиСЭ»


«Формирование духовно-нравственной культуры школьника в рамках преподавания курса ОРКиСЭ» Педагогический проект учителя начальных классов филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области в с.Хобот-Богоявленское Прорешной Людмилы Михайловны Актуальность проекта Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью воспитания обучающихся в сложных условиях социума: это дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства; возросшее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками; мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей; кризисом семьи и детства, разрыв между детско-взрослой жизнью, радикальными изменениями опыта, ценностей, смыслов жизни молодого поколения по сравнению с их родителями и т.д.  Введение нового учебного комплексного курса позволит воспитывать у обучающихся такие  качества  как патриотизм гражданственность, любовь к Родине, семье, соотечественникам и согражданам. Проблема Воспитание личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, благочестие гражданственность, и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Противоречия: между традиционными методами обучения и воспитания и введением инновационных технологий между поддержанием Российской самобытности и ориентацией на иностранные порядки между большим объемоминформации и отсутствием навыков анализа и систематизации информации между огромными возможностями использования ИКТ для формирования учебно-познавательных компетенций и недостаточной готовностью обучающихся к данному виду деятельности Гипотеза: Целенаправленное эффективное использование ИКТ на уроках по Основам православной культуры будет способствовать активизации познавательного интереса обучающихся и формированию их духовно-нравственной культуры Цель: создание оптимальных условий для формирования духовно-нравственной культуры обучающихся средствами ИКТ Задачи проекта: формировать у обучающихся потребность в получении культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России православных культурных ценностей;применять в своей работе инновационные технологии;использовать, наряду с традиционными формами, проведение интегрированных уроков, организацию исследовательской деятельности, групповых и коллективных способов обучения;разработать систему учебных и внеурочных проектов по ОПК с применением ИКТ;использовать способы и приемы, направленные на обеспечение оптимального процесса обучения и развития познавательной активности школьников через вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность. План поэтапной реализации проекта I этап II этап III этап Подготовительный Практическая деятельность Аналитический Сентябрь-декабрь2010 г. Январь-декабрь2011 г. Январь- февраль2012 г. Пробуждение  интереса к истории, культуре и традициям  родной страны, села Вовлечение обучающихся вактивный познавательныйпроцесс Открытие музея «Русская изба» Планируемые результаты: Положительная динамика качества обучения по всем предметам начального цикла Создание единой системы духовно-нравственного  воспитания обучающихся Формирование у школьников умения заниматься исследовательской деятельностью Повышение уровня сформированности информационной компетенции обучающихся Подготовительный этап Анализ результативности и мотивации учебной деятельностиВходная диагностика «Ранжирование учебных предметов»Определение критериев диагностики уровня сформированности информационной компетенции Изучение и анализ научно-методических и психолого-педагогических информационных источников по проблеме Мотивация учебной деятельности обучающихся Входная диагностика «Ранжирование учебных предметов» Русский язык Окружающий мир Технология 22% 18% 8% 7% Другие предметы 5% Физкультура 28% Математика Изо 9% 19% опк 5% 2% Уровень информационно-коммуникационной компетенции обучающихся Уровень ИК-осведомленность ИК-грамотность ИК-компетентность Краткая характеристика уровня -владение элементарными навыками работы на компьютере;-работа с Интернет-ресурсами на уровне поиска информации;-слабо развитая рефлексия. -создание презентаций, текстовых документов, буклетов под руководством учителя; - использование цифровых ресурсов для образовательного процесса;поиск и отбор информации в Интернете; - общение в Интернете;- развитая рефлексия. - свободное владение программным обеспечением Microsoft Office;-активное самостоятельное изучение программного обеспечения для создания собственных ресурсов;- высокий уровень рефлексии. Уровни сформированности информационной компетенции Уровни ИК-компетенции, 2010 г.4 класс Изучение и анализ научно-методических и психолого-педагогических информационных источников по проблеме Педагогическиетехнологии Практическая деятельность: Выявление учебного материала, требующего применения ИКТ Подбор и создание информационных продуктов, способствующих формированию духовно-нравственной культуры обучающихсяПрименение информационных продуктов Система применения ИКТ в процессе обучения с целью формирования духовно-нравственной культуры Выявление учебного материала, требующего применения ИКТанализ образовательной программы;анализ тематического планирования;выбор темы;выбор тематического урока;выявление особенностей материала для данной темы Подбор и создание информационных продуктовподбор образовательных медиаресурсов;создание собственного продукта Применение информационных продуктовприменение на уроках разных типов;применение во внеклассной работе по предмету;применение при руководстве исследовательской деятельностью Педагогическая деятельность Разработка уроков и дидактического материалаБрошюра «Храм надежды» Организация внеурочной деятельности Музей православной культурыДополнительное образование: объединение «Истоки», «Радуга»Научно-практические конференцииВнеклассные мероприятия Проектная и исследовательская деятельность Исследовательские работы школьников:«Изучение истории храма Казанской Божией Матери» «Великое богатство нашей малой родины»«Село родное защищали…»Творческие работы школьников«Пасха православная»«Храм-дом Божий»Музей православной культуры «Русская изба» Участие в конкурсах Наименование мероприятия Фамилия, имя участника Результат Областная научная конференция школьников «Путь в науку» Прорешная Екатерина Свидетельство участника Всероссийский творческий конкурс «Святые заступники Руси» Бесленеева ПелагеяПрорешная Екатерина Грамота Областной фотоконкурс «Семейный альбом» Прорешная Екатерина 3-е место Областной интеллектуально-творческий конкурс для младших школьников «Муравей» Попова ЕкатеринаКоролькова УльянаПрорешная ДарьяНасонова Оксана Свидетельство участника Открытая областная научно-практическая конференция «Грани творчества» Прорешная Екатерина Свидетельство участника Областной конкурс «Красота божьего мира» Прорешная ДарьяКожин ДаниилБесленеева Милана Активное участие Всероссийский конкурс проектов «Долг служения Отечеству» Грязнев Вячеслав, Прорешная Екатерина Сертификат участника Результативность участия в конкурсах Аналитический этап: Диагностика уровня учебной мотивации и сформированности информационной компетенции обучающихсяОписание и систематизация полученных результатовАнализ образовательных и творческих достижений обучающихсяВыявление и формулирование проблем, возникших в ходе реализации проекта, формулирование выводов, обобщение материала Сравнительная диаграмма мотивации учебной деятельности обучающихся 2010 год 201 год Итоговая диагностика «Ранжирование учебных предметов» ОПК ИКТ 24% 18% 10% 5% Изо 3% Русский язык 27% Литературное чтение Математика 12% 17% Другие предметы 2% Окружающий мир Качество знаний по предметам начального цикла за период, когда активно применялись информационно-коммуникационные технологии, в среднем повысилось на 5 % Обобщение опыта Размещение на сайтах:«Сеть творческих учителей», «ПроШколу.ру», «Открытый класс», и др.: конспект внеклассного мероприятия по ОПК «Кто такие ангелы?», конспекты уроков «Христианин в труде», «Милосердие и сострадание», «Семья в православии», а также исследовательские и творческие работы обучающихся «Изучение истории храма Казанской Божией Матери», «Долг служения Отечеству», «Они защищали родное село», медиаурок по теме «Семья». Выступления: - на педсоветах образовательного учреждения «Истоки нравственности», «Духовно-нравственное воспитание школьников»,на районных методических объединениях учителей «Проблема чтения школьниками художественного произведения», «Готовность к обучению в школе. Современное состояние проблемы», «Метод проектов от истоков до модернизации образования», на школьных научно-практических конференциях «Проектирование образования как пространства для успешного развития и саморазвития ребенка»;-на районных семинарах «Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ССК», «Моделирование оздоровительно-воспитательной среды в условиях модернизации образования»; участвую в различных конкурсах (муниципальный конкурс «Учитель - года», 2007 г.; областной конкурс медиаресурсов). Выводы: При использовании информационно – коммуникационных технологий на уроках по Основам православной культуры у школьников развивается познавательный интерес к предмету, который способствует активизации учебной деятельности обучающихся, повышению качества знаний и формированию духовно-нравственной культуры обучающихся Информационные ресурсы Абакумова Н.Н. Диагностика информационных компетентностей на разных уровнях образования. – Томск: Изд. Томского государственного университета, 2008.Архив учебных программ и презентаций. http://www.rusedu.ru А.А. Ахаян, О.А. Кизик, В.В. Кюршунова, С.А.Маркелова. Информационная компетентность преподавателя. www.kdp-spb.ruВсероссийский Интернет-педсовет. http://pedsovet.org Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru Информационный образовательный портал Rus Edu. http://www.openclass.ru Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. /А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. / Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2009 г Кураев А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 кл., Просвещение, 2010;Моторин А. О ключевых понятиях духовно-нравственного воспитания. //http://www.pravoslavie.ru/gurnal/Профессиональное сообщество педагогов. http://metodisty.ru Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности? http://www.school2100.ruРозина О.В., Заболотнова Т.И., Янович Г.В. Программа повышения квалификации и самоподготовки педагогов к проведению занятий по предмету «Духовно-нравственное воспитание и православная культура» - М.: Наука и Слово, 2010. – 60 С.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.- М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2003.Семенов А.Д. Информационно-коммуникационные технологии в общем образовании. ЮНЕСКО, 2006.