Презентация ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИРазработка Ворониной Татьяны Павловны, учителя биологии МАОУ ООШ с. Красный Яр2016 год Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет сказал:“Если вы думаете на год вперед – сейте зерна,Если вы думаете на десять лет вперед – сажайте деревья,Если вы думаете на сто лет вперёд – воспитайте человека.” Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить» Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения Во время урока-игры формируются следующие коммуникативные способности и качества учащегося: - умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;- позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;- умение сопереживать, т.е. радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;- умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;- умение взаимодействовать и сотрудничать;-  умение оценивать себя и своих товарищей. Функции и значение игр:ВоспитывающаяДидактическая РазвивающаяЗанимательность (игровые атрибуты, вспомогательные средства, оригинальность) Влияние дидактической игры на эффективность обучения Формирование Улучшение Формированиемотивационной эмоциональной познавательного сферы атмосферы интереса  Занимательное свойство игры Дидактическая игра  Образовательная Воспитывающая Развивающая функция функция функция организация общих воспитание положительного развитие творческихспособов работы отношения к предмету, и психических свойствс учебным материалом, умение работать в личности повышение уровня коллективе обученности усвоение теоретических воспитание личностных развитие творческого основ школьного курса свойств характера в потенциала, умственных обучении действий  Решение обучающих, воспитывающих, развивающих задач урока Повышение эффективности обучения Алгоритм разработки и поведения дидактических игрОпределение дидактической целиРазработка содержанияОпределение формы и названияУточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательностиОпределение продолжительностиРазработка содержания и правилСоздание атрибутов и вспомогательных средствРазработка системы подведения итогов Методические рекомендацииИгры следует проводить не ради игры, а с целью получения определенного результатаВ названии игры, правилах и сюжете должны преобладать элементы забавы, занимательности, соревновательности, но в тоже время игра не должна быть слишком азартной.Функции игры должны обеспечить широкую, но посильную творческую и мыслительную деятельность, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора Методические рекомендацииАтрибуты должны быть яркими, красивыми, загадочнымиПравила игры должны быть однозначно сформулированными и простыми, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход игры, ее правила и цельВо время игры необходимы дисциплина и порядокИгры лучше проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре Методические рекомендацииУчителю следует быть активным участником игрыПодведение итогов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение. Результаты игры должны быть объявлены непосредственно после игрыДля большой игры должны быть определены призы. Это вызывает у детей положительные эмоции (это могут быть положительные отметки) Методические рекомендацииЛучшее признание успеха игры – желание ее повторить. Но чрезмерно увлекаться играми на уроке нельзя, чтобы не превратить учебный процесс в развлечениеДидактический эффект усиливается, если ученики принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры Ролевые игрыВ основе ролевой игры лежат маленькие сценарии, которые надо разыграть по распределённым ролям. В игре могут присутствовать персонажи, имитирующие биологические, медицинские, социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации Этапы ролевой игры1. ПодготовкаНа этом этапе развернуто, но конкретно и точно формулируется тема игры; формулируются цели игры, конкретизируется материал, который предполагается изучить и закрепить в данной игре, методы пробуждения интереса участников; характеризуется исходная обстановка и предлагаются основы для составления общей или частной ее моделей; определяется состав участников игры, их роли и возможности адаптации к численности группы; оговаривается система стимулирования активности участников игры; прорабатывается сценарий игры; расписывается процедура ее проведения, используемый наглядный материал, размещение участников в аудитории; определяются временные границы проведение игры. Этапы ролевой игры 2. Проведение По сценарию разыгрывается учебная ситуация. Действия участников игры в соответствиями правилами направлены на изучение и обсуждение проблемной информации, принятие решения. 3. Подведение итогов На заключительном этапе дается оценка всем участникам и каждому в отдельности, подробно разбирается ход игры с учетом результативности деятельности ее участников. Рефлексируют сами участники игры, они в процессе анализа оценивают собственную деятельность, формулируют предложения по совершенствованию игровой деятельности. Основные предпосылки применения на уроках игровых элементовИспользование игровых элементов на уроках биологии позволяет наиболее естественным и простым способом “возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни:” т.е. разбудить творческие способности индивидуума;Формирование личности учащегося в значительной степени связано с воспитанием у него положительно ценностного отношения к учебной деятельности, а через нее и к ценностям культуры Основные предпосылки применения на уроках игровых элементовУвлечение детей телевидением и мультсериалами обуславливает привлечение хорошо знакомых детям героев в биологические задачи, позволяет “подать” эстетическую привлекательность науки В процессе игры незаметно для учащихся происходит обучение, реализующее принципы деятельности, утверждающие, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на “открытие” им нового знания Основные предпосылки применения на уроках игровых элементовИгра включает все элементы учебной деятельности. В игре сравнительно легче создать для каждого ребенка ситуацию успеха, которая становится стимулом для дальнейшего продвижения его по пути познанияВ процессе игры реализуются также принципы психологической комфортности, вариативности, креативности (творчества), который предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности ВыводыИгра не самоцель, а средство обучения для развития творческого потенциала школьников Ресурсы:1. Г.А. Русских, Проектирование игровой деятельности, Биология в школе, № 8, 2003, с.302. А.И.Хамитова, Т.А.Шнякина, Деловая игра как способ реализации регионального компонента, Биология в школе, № 6, 2004, с.383. Р.Г. Иванова , Н.А.Городилова, Общая методика обучения биологии в школе, М.Ю, 20084. Ю.В. Громыко, организационно-деятельные игры и развитие образования, М., 1992 5. М.В.Кларин, Инновации в мировой педагогике, Р., 19956. Тимченко Е.А., Дидактические игры как способ развития творческого потенциала учащихся на уроках биологии, М., 2009