Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии.. Мастер-класс.


Технология «Критическое мышление» Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Технология развития критического мышления в процессе обучения письму и чтению представляет собой совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем - предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания Стадия вызова Стадия осмысления Стадия рефлексии Краткое обобщение имеющихся знаний Вдумчивая работа с новыми понятиями Интеграция новых и имеющихся знаний СтадииТехнологии «Критическое мышление» Функции стадии вызова Мотивационная(пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная(актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная(бесконфликтный обмен мнениями) Рекомендуемые приёмы на стадии вызова Прием «Корзина идей»Игра-упражнение «Веер»Прием «Поясните цитату»Прием «Как вы объясните народную мудрость»Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»Прием «Верите ли вы, что…»Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик») Приём «Корзина идей» Например, при изучении темы «ТЭК» в начале урока в «корзину» учениками были сброшены следующие понятия, которые они связали с данной темой урока : топливо, энергия, электростанция, розетка, ГЭС, АЭС , ТЭС, нефть, газ, экспорт, уголь , Западная Сибирь, дорогие тарифы, энергия Солнца, энергия ветра и т.д. Это позволит на заключительном рефлексивном этапе сформировать кластер «Состав топливно-энергетического комплекса» Прием «Верите ли вы, что…» Этапы работы1. Каждый учащийся индивидуально отвечает на утверждения2. Обсуждение в группе по заданным вопросам3. Поиск новой информации (чтение текста) и ее осмысление4. Возврат к верным или неверным утверждениям 1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами. 2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение). 3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения. 4. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения. 5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный. 6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном. 7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых. 8. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов Функции стадии осмысления Информационная(получение новой информации) Систематизационная(классификация, ранжирование информации) Рекомендуемые приёмы на стадии осмысления Прием «Инсерт» (пометки на полях)Прием «Концептуальная таблица»Чтение со стопамиПрием «Таблица аргументов»Прием «Тонкие и толстые вопросы»Прием «Зиг-заг»Прием «Мое мнение»Прием «Мозговой штурм»Прием «Фишбоун»Прием «Что? Где? Когда?»Стратегия решения проблем «Идеал»Прием «Мудрые совы» Приём «Инсерт» Этапы работы:1. Каждому ученику выдается текст и таблица2. Прочитывание и осмысление текста с последующими пометками на полях текста«+» - если считают, что это им известно;«-» - если считают, что это противоречит тем знаниям, которые у них есть;«v» - если то, что прочитали, является новым;«?» - если то, что прочитали, оказалось непонятным и требует разъяснений.)4. Систематизация текста 5. Заполнение таблицы в виде сжатой информации (это может быть слово, фраза, понятие и т.д)6. Обсуждение в группах по заданной теме.7. Затем идет межгрупповое обсуждение каждого столбца Составляется индивидуально по результатам работы с текстом Знаю«+» Хочу узнать«-» Узнал новое«V» Вопросы«?» Материал обсуждается в парах и сообщается учителю, который её фиксирует. Обсуждение позволяет систематизировать информацию и выделить главные вопросы. Прием «Концептуальная таблица» Циклон Линии сравнения Антициклон АД в центре вихря. Направление вертикального движения воздуха. Направление горизонтального движения воздуха. Характерная погода. Районы зарождения. Приём «Таблица аргументов» Учитель даёт аргументы. Учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя. Аргумент Почему «да» Почему «нет» Технический прогресс ведёт к гибели цивилизации. Экологические проблемы Улучшение условий жизни Приём «Тонкие и толстые вопросы» Тонкие вопросы… Толстые вопросы… кто... что... когда... может... будет... мог ли... как звали... было ли... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... Функции стадии рефлексии Мотивационная(побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная(выработка собственной позиции) Информационная(приобретение новых знаний) Коммуникационная(обмен мнениями о новой информации) Рекомендуемые приёмы на стадии рефлексии Написание эссеРефлексивный экран вопросовПриём «Кластер»Приём «ПОПС»Приём «Перепутанные логические цепочки»Что нового вы узнали на уроке Написание синквейна Приём «Кластер» Используется как средство для подведения итогов, как стимул для возникновения новых ассоциаций и графических изображений новых знаний.Этапы работы: 1. Выписывается ключевое слово; 2. Записываются слова и предложения по теме; 3. Происходит разделение материала на отдельные блоки; 4. Устанавливаются и выражаются графически логические связи между блоками. СОЗДАЙТЕ КЛАСТЕР ТЭКТопливная промышленностьЭлектроэнергетикаНефтяная газоваяУгольнаяТЭСТорфянаясланцеваяАЭСГЭСИспользование нетрадиционных видов энергии (солнца, приливов, ветра и т.д. Приём «ПОПС» Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:П – позиция … «Я считаю, что…»О – объяснение (обоснование)… «Потому что…»П – пример…. «Я могу доказать это на примере…»С – следствие (суждение)… «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…» Этот приём позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить позицию по изученной теме. Выразите свою позицию по представленной информации, используя ПОПС – формулу.РУССКИЙ КРЕСТ Приём «Перепутанные логические цепочки» Этапы работы:1. На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов), некоторые из них с ошибками;2. Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. Приём «Синквейн» Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.Правила написания:Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к темеСиноним из одного слова, который повторяет суть темы КатастрофаБыстрая, смертельнаяУничтожает, губит, разрушаетБеда для всего живого!Бедствие КолумбЛживый, бездушныйКомандовал, торговал, обогащалсяДелал все для достижения целиАвантюрист КолумбСмелый, настойчивыйОткрывал, торговал, обогащалсяВоссоединил мир и потряс человечествоАвантюрист Технология РКМ учит: Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относиться к мнению оппонентов