Электронное наглядное пособие к открытому занятию на тему «Технология создания изделий в технике «Текстильная интарсия» (презентация в программе Power Point)


МАСТЕР КЛАСС: Технология создания изделий в технике «ТЕКСТИЛЬНАЯ ИНТАРСИЯ» Авторская разработка: преподавателя декоративно-прикладного искусства МБУ ДО ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА № 2 ГО г. Уфа РБГильмановой Ляйсан Ирековны Текстильная интарсия «Текстильная интарсия» – один из видов декоративно-прикладного искусства относящийся к категории «Художественный текстиль». Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — широкий раздел изобразительного искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. Классификация отраслей ДПИ по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, интарсия и т. д.) по функциональным признакам использования предмета (мебель, игрушки). В понятие «ТЕКСТИЛЬ» включаются все типы артефактов, материалом изготовления которых являются волокна растительного (хлопок, лён, крапива) и животного происхождения (шерсть, мех, кожа, шёлк). Они могут быть оформлены в нить (ткани, трикотаж), либо использоваться в массе (войлоки, тапа) либо выполнены в техниках переходных от тканей к войлокам и наоборот (полувойлок, сукно, драп). «ЧТО ТАКОЕ ИНТАРСИЯ ?» Как пишется в Большой советской энциклопедии - ИНТАРСИЯ (от итал. intarsio - инкрустация) – это вид декоративно – прикладного искусства, вид инкрустации на деревянных предметах: фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянного предмета. ИНТАРСИЯ — по сути, то же, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». ИНТАРСИЮ выполняют на деревянной или текстильной основе. При работе на доске — используют тяжелые (шора, чепрак), а при работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи, драп, сукно, фетр, пластичную замшу, овчину, войлок. Развитие техники «Текстильная интарсия Одни из самых древних текстильных изделий археологи обнаружили в погребениях Пазырыкской культуры Горного Алтая, которые дают основание полагать, что такими изделиями пользовались тюркоязычные народы (скифы) уже в VI - IV вв. до н.э. Огромный более 5 метров в длину войлочный занавес, изображающий сцену предстояния всадника перед божеством, сейчас этот войлок можно увидеть в Государственном Эрмитаже Войлок отличает тончайшая ювелирная аппликация необыкновенно ярких цветов Техника инкрустирования войлочной основы Данная техника состоит в удалении (вырезании) части войлока из определенного участка основы с целью его заполнения полотном войлока другого цвета. Из заранее изготовленных войлочных полотнах двух или нескольких цветов вырезался одинаковый узор. Затем внутренний узор одного цвета состыковывался с вешним узором войлока другого цвета, их заваливали на другой шерстяной основе или сшивали, а швы обшивали тесьмой. Таким образом, получалось два ковра с одинаковым узором, но цвет фона в одном был цветом узора в другом – и наоборот. Хамза Шарипов (Набережные челны) Хамза Шарипов (Набережные челны) «Земля предков», драп, интарсия, 90х240, 2006г. «Борьба»,61х66, драп, интарсия,2002г. Работы современных художников в технике «Текстильная интарсия» Хамза Шарипов (Набережные челны) «Человек и птица», драп,интарсия, 70х28, 2008 Хамза Шарипов (Набережные челны) «Родные напевы», драп, интарсия, 60x 23, 2011 . Гульназ Гилязетдинова (Уфа)- «Послание предков», 2006 драп, сукно, интарсия- «Страна Башкорт», 2006 драп, сукно, интарсия- «Композиция-1», 2006драп, сукно, интарсия Ляйсан Гильманова (Уфа) «Тамга. Родословная». 2007. Драп, сукно, Интарсия 270х215 Ляйсан Гильманова (Уфа) «Сказание о ростке и солнце». 2010. драп, сукно, интарсия 120х 115 Ляйсан Гильманова (Уфа) «Путешествие солнца «. 2012 драп, сукно, интарсия Роза Юлдашбаева (Уфа)Декоративное покрывало. Овчина; интарсия Роза Юлдашбаева (Уфа)Плед меховой. Овчина; интарсия Талгат Масалимов (Уфа)Декоративное панно «Кони», 2009. Войлочная инкрустация Материалы и инструменты необходимые для работы в технике «ТЕКСТИЛЬНАЯ ИНТАРСИЯ» 1)Эскиз «Декоративной композиции» 2- 4 цвета.2)Плотный лист бумаги А3 формата (картон или ватман).3)Английские булавки. 4)Ножницы (портновские).5)Мелок или кусочек мыла.6)Драп, (сукно, фетр или замша) 2 - 4 цвета.7)Флизелин черный (тканевый).8)Швейные иголки. Нитки.9)Утюг. Гладильная доска.10)Рамочка для оформления работы (по желанию). Технология работы создания изделий в технике «Текстильная интарсия» Последовательность выполнения работы:1) Разрабатываем эскиз в цвете (2-4 цвета);2) Переносим линейный рисунок на картон А3 формата.3) Вырезаем шаблон (лекала) из картона и переносим его на ткань.4) Мелом обводим контуры лекала на ткани (драп, сукно)5) Вырезаем детали портновскими ножницами;6) Прикрепляем детали к флизелиновой основе английскими булавками «встык встык» между собой.7) Для надёжности прошиваем места «стыков».8) Наклеиваем 9приутюживаем) детали на флизелин;6) Проверяем качество выполнения работы.Подготовка к работе. При выполнении интарсии из толстых тканей (драп, сукно, фетр) детали узора сначала переводят на картон и вырезают. Полученные трафареты кладут на кусочки ткани и обводят мелом или мягким карандашом. Детали из сукна, фетра, замена драпа нужно наклеить на основу с помощью флизелина и проутюжить.