Презентация педагогического совета Мастерство педагогического общения


Педагог-психолог: Ашканова И.А. Русский мыслитель Пётр Чаадаев остроумно заметил: «Лишённые общения с другими созданиями, мы щипали бы траву, а не размышляли о своей природе».Прагматичный Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «Умение общаться с людьми- такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире». передача информацииКОММУНИКАЦИЯ Обмен действиями (воздействие)ИНТЕРАКЦИЯ Восприятие и пониманиепартнёраПЕРЦЕПЦИЯ Тот, кто говорит-коммуникатор Тот, кто слушает-реципиент смысл Декоди-рование *Общение-процесс установления и развития контактов между людьми,порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя три стороны Общение* О близости или формальности контактов говорит физическая дистанцияОбщения. Некоторые физические нормативы дистанции, соответствующие отношениям различного типа предложенные Э.Холлом(американский психолог):-интимная дистанция до 30 см.;-личная дистанция 30-120 см;-социальная дистанция 120-360 см.;- Публичная 360 см и более. Общение Вербальное(речь устная и письменная) Невербальное(жесты, мимика, поза, интонация, тон, движение глаз и бровей). Общение непосредственное(«прямой» диалог; разговор по телефону) опосредованное(письма, записки, интернет, факс,SMS) Направленное на свои интересы Направленное на интересы другого max max min X1 X3 X4 X5 X2 Уход от взаимодействия подчинение Авторитарное взаимодействие сотрудничество компромисс Воздействие (интеракция) «Ты -сообщения»- часто нарушают коммуникацию, так как вызывают у любого человека чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда оппонент («Ты никогда не…», «Прекратишь ты …») «Я -сообщения» -являются более эффективным способом влияния на ребёнка с целью изменения его поведения, которое взрослый не приемлет. В то же время они сохраняют благоприятные взаимоотношения между людьми. Первоочередная цель «я –высказываний»- не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить своё мнение, свою позицию, свои чувства и потребности («Когда я вижу…», «Мне хотелось бы, чтобы…»). В общении с учащимися учителя используют язык временный и постоянный.«Вечно ты бросаешь рюкзак где попало!»- «Сегодня твой рюкзак лежит не на месте!» Две формы обращения к другому человеку Восприятие (перцепция) «Второй возможности произвести первое впечатление не представляется» Г.Мильор. Восприятие-это, когда, при общении участники оценивают друг друга, стремятся объяснить поведение оппонента. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека, или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу причины поведения. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта, либо на анализе собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Этот феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить её и приходится процессом приписывания. «Дело не в том, что происходит, а в том, как мы к этому относимся».«Злоба- это прежде всего неспособность проявить находчивость в любой ситуации, выражение беспомощности перед лицом событий».«Каждый человек-это книга, надо только прочитать её». На основе общения формируются взаимоотношения.Диалог налаживается только когда есть обратная связь. Обратная связь Рефлексия (способностьосознавать себяв глазах другого человека) Эмпатия (способностьчувствоватьэмоциональное состояние другого). Идентификация (способность встать на место другого с социальной позиции, но не измениться самому). Что влияет на наше восприятие определённого человека? Эффект ореола- влияние созданного ранее образа.Эффект первичности- первичная информация о незнакомом человеке преобладает над другой.Эффект новизны- он срабатывает, когда речь идёт о знакомом человеке и новая о нём информация преобладает над ранее известной информацией.Эффект стереотипизации- профессиональные, полоролевые, этнические. Каким меня создала природа Мнение людей обо мне То, что я думаю о себе То, что я думаю, что думают обо мне другие. «Множество» меня Факторы, дезорганизующие общение Неумение слушать друг другаВысокая эмоциональностьЧерты характера: эгоизм, зазнайство, зависть, честолюбие и тщеславие;Наши предположения: мы не знаем причин поведения, но пытаемся объяснить с собственной позиции. Список качеств важных для межличностного общения Эмпатия- умение увидеть мир глазами других. Способность сказать другим о своём понимании- дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления.Доброжелательность-способность не только чувствовать, но и показывать людям своё уважение и симпатию, умение принимать их даже тогда, когда не одобряешь их поступки, готовность поддерживать других.Аутентичность- умение быть самим собой, быть естественным, не скрываться за масками или ролями, открытая демонстрация другим своего отношения к разным проблемам и людям.Конкретность- отказ от общих рассуждений, многозначительных и невнятных замечаний, умений говорить о своих конкретных переживаниях, мнениях, действиях.Инициативность-готовность устанавливать контакты, не дожидаясь инициативы со стороны, не ждать пока другие начнут что-то делать, «идти вперёд».Открытость-готовность другим открыть свой внутренний мир. Умение говорить о своих мыслях и чувствах.Принятие чувств- отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами или чувствами других людей. Выражать готовность принимать эмоциональные проявления других, не навязывать окружающим свои чувства.Самопознание- исследовательское отношение к собственной жизни и поведению, стремление воспользоваться для этого помощью со стороны окружающих, готовность принимать от них любую информацию о том, как они воспринимают тебя, но при этом быть автором своей самооценки. Словом можно убить, словом можно спасти,Словом можно полки за собой повести,Словом можно продать, и предать и купить.Словом можно в разящий свинец перелить. Высокая требовательность к себе, постоянное совершенствование культуры речи необходимо человеку во всех сферах деятельности, а также в установлении и налаживании психологических контактов с окружающими. Других не зли и сам не злись,Мы гости в этом бренном мире,А если что не так- смирись,Будь поумнее- улыбнись,Холодной думай головой,Ведь в мире всё закономерно:Зло, излучённое тобой,К тебе вернётся непременно. пожелание Крик- очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребёнка, вполне сравнимое с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребёнка сильное торможение в коре головного мозга, в результате чего сознание ребёнка оказывается неспособным к формированию точных понятий. В ответ на педагогическое воздействие методом крика дети во многих случаях становятся агрессивными, зажатыми, их способность воспринимать учебный материал блокируется. В авторитарной педагогике недавнего прошлого крики и угрозы были вполне привычным делом. В сегодняшней личностно-ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом.Причин педагогического крика может быть несколько:психолого-педагогические;Физиологические;Социально-психологические.-------------------------------------------------------------------------------------------------------В животном мире крик-показатель превосходства одного животного над другим. Психолого-педагогические причины Недостаток педагогического мастерства и культуры педагога; неумение влиять на ребёнка так, как учителю этого хотелось бы.Возможность покричать на своих подопечных- проверенный и надёжный способ нормализации своего психического состояния (Фрейд установил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю)._______________________________Напрягать мысль и собственную личность оказывается труднее, чем просто прикрикнуть на нерадивого ученика.Вербальная агрессия- эквивалент физического наказания. Социально-психологические причины В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего социального статуса.В крике присутствует определённый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди своих коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Первоисточником нашего здоровья является наше сознание.Каждый внутренний орган накапливает в себе совершенно определённое эмоциональное состояние. И эти состояния могут наш орган как разрушать, так лечить его и восстанавливать. «Как мы мыслим, так мы себя и чувствуем» А.Эллис Смелость, уверенность в силах, желание побеждать.Терпимость, мягкость, неспешность в принятии решений.Надеждой, энтузиазмом, радостью.Ощущение красоты окружающего мира, ценности собственной личности. Вред почкам, заболевания мочеполовой системы, костей и суставов, образование камней, запоры, замедление процессов жизнедеятельности; онкология. Вред печени и желчному пузырю, повышение давления, сосуды во всём теле расширяются и происходит сильный выброс желчи. Проблемы с лёгкими и толстого кишечника; простуды, бронхит. Вред желудку, поджелудочной железе, селезёнке, диабет. Нарушаются внутренние ритмы сердца, влияют на головной и спинной мозг. СтрахАгрессия, гневУныние и печаль.Озабоченность, перегруженность.Рассеянность и безответственность. Восстановление разрушение эмоция Убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса. «Будьте осторожны, чтобы слово не стало кнутом, который, дотрагиваясь до нежного тела, обжигает, оставляя на всю жизнь шероховатые шрамы.Собственно от этих касаний отрочество и выглядит пустыней… Слово щадит и бережёт душу подростка только лишь, когда оно честное и исходит от души воспитателя, когда в нём нет обмана, предубеждённости, желания «распечь», «пробрать»…слово педагога обязано, главным образом, успокаивать». Василий Александрович Сухомлинский«Педагогическое мастерство содержится в постановке голоса воспитателя, а также в управлении своим лицом. Педагог не может не играть; то есть не существует педагога, который не умел бы играть…Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен объединять эту игру с вашей прекрасной личностью…Я стал истинным специалистом лишь тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса». Антон Семёнович Макаренко