Презентация к уроку литературы в 5 классе Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Ритм и рифма в сказке А.С.Пушкина


Литературная сказка А.С.ПушкинаРитм и рифма в сказкеПротивостояние добрых и злых сил в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» Урок литературы в v классе Задачи урока Продолжить знакомство с литературной сказкой Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»Формировать навыки анализа художественного произведенияРазвивать умение работать в группе, давать развернутый ответ на поставленный вопрос Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? Перед нами литературная сказка. Сказка А.С.Пушкина или В. А. Жуковского более приближена к народной?Работа в группах (проверка домашнего задания) 1группа (выпишите из сказки постоянные эпитеты) 2 группа (выпишите из сказки магические числа с примерами)3 группа (выпишите из текста повторы)4 группа (найдите в сказке приемы «олицетворение») Сказка А.С.Пушкина имеет характерную особенность, которая отличает её от народной Прочитаем на стр.114 – 115 учебную статью «Рифма, способы рифмовки» Рифма – это созвучие окончаний стихотворных строкРифмовка: парная, перекрёстная, опоясывающаяРитм – это повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в строке)Приведите примеры ритма в жизни. Ритм подчёркивает характер героинь сказки Пушкина. Приведите пример… Прозаическая речь   Стихотворная речь  ? ? Поработайте с текстом статьи на стр.115-116. Определите отличительные особенности прозаической и стихотворной речи. Противостояние добрых и злых сил в сказке Цель работыАнализируем эпизоды сказки.Записываем название каждого эпизода в тетрадь, составляя план сказки (выделяем микротемы в произведении) Эпизод первый. «Царь с царицею простился...» Прочитаем ещё раз первые две строчки.Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчеркивает грустное настроение царицы? Гипербола – художественное преувеличениеКакой представляется вам первая царица по тем немногим строчкам, где рассказывается о ней? Как относится к ней автор? Как надо читать этот эпизод, открывающий сказку? Прочитаем ещё раз… Царь с царицею простился.В путь-дорогу снарядился...  Эпизод второй. «Царь женился на другой» Год прошел как сон пустойЦарь женился на другой..Похожа ли новая царица на первую жену царя ? Найдем описание новой царицы в тексте и прочитаем.С кем была царица всегда добродушна и приветлива? Почему? Прочитаем по ролям разговор царицы с зеркалом Эпизод третий. «Но царевна молодая...» Но царевна молодая,Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась — и расцвела,Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого.И жених сыскался ей,  Королевич Елисей. Понравилась ли вам царевна?Кому противопоставляет ее автор?Антитеза -  Эпизод четвертый. «Она, // Черной зависти полна...» Иллюстрация Е. Пашкова  Эпизод пятый. «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла...» Борьба светлого и темного, олицетворение добра и зла в сказкеДерево добра Дерево зла Домашнее задание Подготовить выразительное чтение наизусть эпизодов обращения Елисея ветру, месяцу и солнцу.1ряд – Обращение к солнцу (стр.108 - 109)2 ряд – Обращение к месяцу (стр.109)3 ряд – Обращение к ветру (стр.109-110) Подведем итог урока Сказка Пушкина очень близка к народной сказке. Чем?  Чем она отличается от нее? Что вы   сегодня дома расскажете о сегодняшнем уроке?